03.08.11
 

Игорь Артемьев: ФАС убирает препятствия на пути предпринимателей

Игорь Артемьев: ФАС убирает препятствия на пути предпринимателей

Значительный рост цен на электроэнергию - постоянный спутник нашей жизни в период рыночных реформ. Но в этом году скачок цен, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса, стал настолько ощутимым, что они не выдержали: рост энерготарифов наряду с ростом налогов на оплату труда стали ключевыми вопросами состоявшихся в последние месяцы встреч бизнеса и власти в Мурманской области. Особенно горячими были встречи с предпринимателями в Апатитах первого заместителя губернатора Натальи Портной и заместителя министра экономического развития Виктора Горбунова, о чём мы уже сообщали. На встрече представитель местного малого бизнеса обвинил основные энергосбытовые компании области Колэнергосбыт и КРЭС в том, что они при попустительстве правительства области «забирают из бюджета ежегодно 800 млн рублей на посредническую деятельность», что очевидно, по мнению выступавшего, и ведёт к необоснованному росту цен, «наценке на произведённую электроэнергию в 200%». Кроме того, областному правительству было поставлено в вину непринятие мер по выполнению якобы принятых решений о переходе Мурманской области в неценовую зону, что помогло бы, по мнению предпринимателей, сдерживать стоимость электроэнергии.
Энергетики уже прокомментировали эту ситуацию. Президент компании КРЭС-Альянс Алексей Преснов ясно высказал свою позицию: рыночные отношения в энергетике необходимо развивать дальше. Чтобы развеять последние сомнения у представителей малого и среднего бизнеса Мурманской области, мы обратились с рядом вопросов к главе Федеральной антимонопольной службы России Игорю Артемьеву.
Сохранилось государственное регулирование

- Игорь Юрьевич, с этого года предприниматели оказались в непростых условиях свободного рынка электроэнергии - рост цен на неё для предприятий региона составил в ряде случаев более 30%. Можно ли ожидать от генераторов энергии, работающих практически на правах монополии, необоснованного завышения цен при 100-процентной либерализации рынка?
- В настоящее время сохранилось государственное регулирование услуг на передачу электроэнергии, которые дают наибольший вклад в рост цены для конечного потребителя, т.к. цены оптового рынка даже с учетом либерализации не показали значительного роста. Таким образом, вклад регулируемой составляющей в конечную цену электроэнергии является наиболее значительным. В соответствии с решениями правительства России с 1 мая 2011 года тарифные органы субъектов Российской Федерации пересмотрели свои решения относительно стоимости этих услуг, имея в виду обеспечение роста платежа за электроэнергию для конечного потребителя не более 15% к предыдущему году.
- Как часто ФАС приходится сталкиваться с нарушением антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики? И возможна ли в нынешних условиях конкуренция энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков?
- В прошлом году нами было выявлено около 1500 нарушений антимонопольного законодательства в сфере электро- и теплоэнергетики. Примерно десятая часть от общего количества нарушений составляют нарушения по части технологического присоединения к электрическим сетям.
Конкуренция на сегодняшнем рынке вполне возможна. По меньшей мере относительно цены между гарантирующим поставщиком и сбытовыми компаниями, вышедшими на оптовый рынок. Также конкуренция возможна между ГП и энергосбытовыми компаниями, не вышедшими на оптовый рынок. Здесь борьба будет происходить гораздо жёстче и строиться будет уже на условиях договора, а не на цене, как в первом случае.
- Стабилизируется ли ситуация с нормативным регулированием рынков электроэнергии к началу 2012 года? Будет ли подготовлена должным образом нормативная база, без которой, по сути, конкуренция невозможна?
- В рамках действующей нормативно-правовой базы условия для развития конкуренции созданы. Для совершенствования этой базы нужно продолжать снимать административные и экономические барьеры для развития конкурентных отношений. В этом направлении нам предстоит проделать еще значительную работу. Представляется, что совершенствование нормативного регулирования рынков в обозримой перспективе продолжится.
- Было опубликовано постановление правительства России, которым ОАО «Оборон-энергосбыт» присваивается статус гарантирующего поставщика. Ранее это общество было определено единственным поставщиком электроэнергии для организаций, подведомственных Министерству обороны. Эти правые акты способствуют развитию конкуренции или ограничивают её?
- Несомненно, эти акты не способствуют развитию конкуренции, однако такое решение было принято руководством страны исходя из особенностей положения подведомственных Министерству обороны потребителей электроэнергии и необходимости обеспечения режима и безопасности их энергоснабжения.
Платить за коммунальные услуги без посредников
- Сейчас происходит динамичное развитие такой отрасли экономики, как жилищно-коммунальное хозяйство. Биллинговые услуги в этой сфере являются неотъемлемой частью процесса предоставления коммунальных услуг гражданам. Каким образом антимонопольные органы осуществляют контроль на рынке биллинговых услуг в ЖКХ?
- Реформа ЖКХ в России набирает обороты, активно формируется нормативная база, определяющая правила ведения бизнеса в области сбыта ресурсов и управления жилищным фондом. Сбытовые организации и исполнители жилищно-коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) активно используют в своей работе биллинговые системы.
Антимонопольный контроль за деятельностью биллинговых компаний в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в соответствии с законом «О защите конкуренции».
Закон содержит ряд запретов, в том числе запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке и на заключение антиконкурентных соглашений.
В 2010 году, например, совместной комиссией Банка России и ФАС по результатам рассмотрения дела, ответчиком по которому являлась организация, оказывающая биллинговые услуги в жилищно-коммунальной сфере, выявлено нарушение на рынке платежей физических лиц г. Одинцово Московской области. Эта биллинговая компания (МУП «Информационно-расчетный центр») на протяжении более пяти лет участвовала в трёхсторонних письменных соглашениях, реализация которых приводила к ограничению конкуренции на указанном рынке. Другими ответчиками по делу являлись ОАО «Сбербанк России», МКБ «Одинбанк», ФГУП «Почта России», управляющая компания МУП «Управление жилищного хозяйства» городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области и ресурсо-снабжающие организации ОАО «Одинцовская теплосеть», ОАО СЭУ «Трансинжстрой» и ОАО «Одинцовский водоканал».
Соглашениями была утверждена форма платёжного документа (счета-извещения), на основании которого жители более 250 многоквартирных домов г. Одинцово могли оплачивать жилищно-коммунальные услуги только в ОАО «Сбербанк России», МКБ «Одинбанк» и ФГУП «Почта России».
По итогам рассмотрения дела ответчики признаны нарушившими закон «О защите конкуренции» в части заключения соглашений, которые привели к ограничению конкуренции.
- Деятельность биллинговых компаний сейчас не регулируется каким-то специальным нормативным актом, оказание услуг осуществляется на основании Гражданского и Жилищного кодексов, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Будет ли антимонопольный орган выступать с предложениями о нормативном регулировании деятельности биллинговых компаний?
- В жилищное законодательство внесены изменения, в том числе направленные на урегулирование отношений по осуществлению расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Так, новая редакция Жилищного кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривает возможность внесения гражданами платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений, что очевидно приведёт к дальнейшему развитию рынка услуг по осуществлению расчётов за жилищно-коммунальные услуги.
- Как вы считаете, изменения, внесённые в Жилищный кодекс, и новые Правила предоставления коммунальных услуг будут способствовать развитию добросовестной конкуренции среди управляющих организаций, или всё-таки эти нормативные акты направлены в большей степени на регулирование прав и обязанностей самих собственников жилья?
- Я считаю, что новеллы жилищного законодательства направлены на развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. По предложению нашего ведомства в Жилищный кодекс включены нормы, согласно которым управление вновь возведёнными многоквартирными домами после их ввода в эксплуатацию, а также домами, в которых доля государства (муниципалитета) превышает 50%, будут осуществлять управляющие организации, отобранные органами местного самоуправления (органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга) по результатам открытого конкурса.
Следовательно, органы власти и организации-застройщики не смогут единолично решать вопросы, связанные с выбором способа управления такими многоквартирными домами, в том числе навязывать «свою» управляющую организацию.
Отбор управляющих организаций путём проведения открытого конкурса будет способствовать дальнейшему развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. В то же время реализация этих норм позволит снизить количество злоупотреблений по отношению к собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме со стороны органов власти и организаций-застройщиков.
Кроме того, принятые поправки обеспечивают защиту интересов граждан. В частности, вводится контроль со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за деятельностью УК и ТСЖ, корректируется порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, устанавливаются права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме, вводится новый институт управления - Совет многоквартирного дома.
Также изменения в Правилах оказания коммунальных услуг гражданам, внесённые постановлением правительства Российской Федерации № 354, решают некоторые важные проблемы, на которые обращали внимание антимонопольные органы. Так была исключена возможность проводить корректировку платы за коммунальные услуги по итогам года при отсутствии приборов учета (проблема 13-й платёжки). Также было предусмотрено выделение расходов на общедомовые нужды отдельной строкой в платежных документах, что будет способствовать большей прозрачности деятельности управляющих организаций.
Дорогое блюдо: гречка с бензином
- С начала этого года начали расти цены на топливо. В какой-то момент премьер-министр России Владимир Путин дал указания нефтяным компаниям в срочном порядке снизить цены на бензин. Отчасти это было исполнено - АЗС неохотно и незначительно снижали цены. Причем если российские компании незамедлительно приступили к исполнению указа премьер-министра, то зарубежные практически ничего не предприняли. Сегодня можно наблюдать, что цены на бензин снова не стабильны. Как контролирует данную ситуацию ФАС и какие действия в этой связи предпринимает?
- Действительно, в феврале 2011 года нефтяными компаниями были приняты меры по снижению цен на нефтепродукты. Снижение должно было иметь место как в мелкооптовом, так и в розничном звене. Цены в рознице должны были снижаться как у компаний, входящих в вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), так и у независимых участников рынка.
Но в апреле-мае 2011 года на внутреннем рынке существенно сократилось предложение автотоплива, что привело к очередному резкому повышению цен. Причина - это неготовность ряда НПЗ к требованиям нового технического регламента, устанавливающего более жесткие требования к качеству всех видов автомобильного топлива.
В качестве мер реагирования мы возбуждаем антимонопольные дела в случае обнаружения признаков нарушения законодательства со стороны нефтяных компаний.
Также с конца прошлого года наши территориальные управления возбудили 67 дел по признакам нарушений на региональных рынках нефтепродуктов по всей стране. Мы рассматриваем дело в отношении трёх крупнейших ВИНКов - «Лукойла», «Роснефти» и «Газпром нефти». Мы подозреваем их в злоупотреблении доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов (монопольно высокие цены, необоснованный рост цен вследствие создания искусственного дефицита, дискриминация независимых АЗС). Решение по этим делам пока не принято.
Также мы провели проверку формирования биржевых цен на нефтепродукты, в ходе которой выяснили, что в настоящее время на биржах не созданы необходимые условия рыночного ценообразования, а именно: отсутствие анонимности торгов, совершение сделок между лицами, входящими в одну группу, выставление продавцами заявок на продажу партий крупных объёмов, нарушение порядка определения победителей торгов нефтепродуктами, который установлен правилами биржевой торговли. 8 июня мы возбудили дела в отношении двух бирж: МБНК и Петербургской товарно-сырьевой.
С целью ограничения роста цен на автомобильное топливо и предотвращения образования недостатка топлива в отдельных регионах России мы разработали поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на снижение налоговой нагрузки для потребителей автомобильного топлива в период повышения мировых цен на нефть свыше 90 долларов за баррель.
Кроме этого, мы предлагаем отказаться от дальнейшего ступенчатого повышения акцизов на автомобильное топливо в 2012 и 2013 годах, ограничившись индексацией акцизов с темпом инфляции с коэффициентом 0,9. Ступенчатый рост акцизов может приводить к росту цен на топливо на 6 - 8 процентов ежегодно.
Такие меры, по нашему мнению, позволят сгладить влияние роста мировых цен на нефть на ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов, снизив темпы роста цен, не допустить резких колебаний внутренних цен на автомобильное топливо, повысить привлекательность поставок топлива на внутренний рынок.
- С чем связан рост цен на бензин с начала 2011 года: с повышением цен на нефть или с законодательным повышением акцизов на бензин? Как определить уровень роста розничных цен на топливо?
- Безусловно, законодательное повышение акцизов оказало влияние на цены на бензин. В связи с этим мы вышли с инициативой о внесении изменений в налоговое законодательство. Это предложение направленно на снижение влияния роста мировых цен на ценовую ситуацию на внутреннем рынке за счет адекватного снижения налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина и дизельного топлива) на внутреннем рынке в период роста мировых цен на нефть выше запланированного уровня.
Однако решающее влияние на розничные цены на нефтепродукты оказывает неконкурентное поведение нефтяных компаний. Региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов. При этом для «своих» сбытовых организаций топливо поставляется по существенно меньшим ценам, чем для независимых компаний. По этим фактам мы проводим антимонопольное расследование.
- Засуха прошлого лета привела к существенному росту цен на сезонную зерновую и плодоовощную продукцию. Несмотря на заверения властей о  том, что дефицита тех или иных продуктов нет, и цены расти не должны, они тем не менее продолжают увеличиваться. Например, в мурманских магазинах цена 900 г гречневой крупы достигает 145 рублей. Осуществляется ли какой-либо контроль на этом рынке? Нет ли на фоне этой проблемы момента спекуляции? Какие действия предпринимает ФАС?
- В связи со значительным ростом цен на гречневую крупу летом 2010 года мы и наши территориальные органы провели анализ ценообразования на этом рынке. Основной причиной роста цен на крупу явился неурожай, что привело к резкому росту закупочной стоимости на зерно гречихи.
Поскольку в настоящее время в Российской Федерации отсутствует государственное регулирование цен на агропродовольственную продукцию, и цены на неё формируются в условиях рыночной экономики, недостаток предложения привёл к росту стоимости гречневой крупы, что во многом носит объективный характер.
Развивать здоровую конкуренцию
- Обозначьте важнейшие перспективные решения ФАС, которые окажут влияние на развитие конкуренции на рынках РФ в ближайшем будущем.
- Прежде всего, отмечу принятие «третьего антимонопольного пакета» законов, который уже одобрен правительством РФ и внесен в Госдуму. «Третий антимонопольный пакет» существенно упрощает работу бизнеса и усиливает ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства.
Изменения, в частности, предусматривают уголовное преследование только за наиболее опасные для конкуренции картели. Планируется также установить, что картельных сговоров внутри одной группы лиц не может быть, и, следовательно, за нарушения в такой ситуации не может наступить уголовная ответственность.
Предусмотрено уточнение антимонопольных требований, в том числе в части контроля экономической концентрации, в отношении иностранных лиц (только в случае поставок такими лицами товаров в РФ не менее чем на 1 миллиард рублей в течение года, предшествующего дате совершения сделки).
«Третий антимонопольный пакет» предлагает поправки и в Кодекс об административных правонарушениях: эти изменения направлены на дифференциацию ответственности компаний за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе установление фиксированного штрафа в сумме до 1 миллиона рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию.
Сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого рода. Планируется установить, что цена, сформировавшаяся в ходе биржевых торгов, не может быть признана монопольно высокой.
Все разработанные ведомством поправки будут содействовать предупреждению и значительному снижению рисков для компаний, так как предполагают либерализацию отношений и развитие здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:15Печенга замерзает: «Ходим в трех кофтах, спим под двумя одеялами»

18:05В Мурманске ремонт кровли из-за неблагоприятных погодных условий перенесли на март

17:20Более 200 мурманчан посетили выставку пленэров в Детской художественной школе

17:10Мурманчане жалуются губернатору на состояние лестниц

16:40Остров в Верхне-Туломском водохранилище официально назовут Партизанским

15:46Ледовый дворец приглашает на массовые катания с 25 ноября по 1 декабря

15:35«Первая высшая награда»: юные танцоры из Мурманска завоевали золото на III Арктических Дельфийских играх

14:50Сбер: в Мурманской области спрос на вклады вырос на 25%

14:35Татьяна Кусайко: Военнослужащим с детьми-инвалидами дадут жилье вне очереди

14:25Студенты РАНХиГС познакомились с успешным опытом ФосАгро в реализации социальных программ

14:24«Мегафон» восстановил голосовую связь в Мурманской области

14:15Грузопоток ММТП снизился на 17% в сравнении с прошлым годом

14:07В Норвегии найдено тело матроса с Мурманского судна «Полярный исследователь»

13:49В Мурманске обрушилась сеть «МегаФон»: абоненты остались без связи

13:14Берегите голову: снег и сосульки падают с крыш в Североморске и Кандалакше

05:28Корни гортензии от мороза защитит натуральное удобрение — просто осыпьте им кусты

05:06Отводим ребёнка в садик без слёз: плохо или хорошо

04:56Будущий год будет наполнен романтикой — период любви для 4 знаков Зодиака: волнующие встречи и глубокие переживания

Все новости