С некоторой натяжкой строительство любого здания можно сравнить с тщательно спланированной военной операцией. И нет нужды дополнительно объяснять, какое значение в данном случае имеет грамотно проведённая разведка. В строительстве эту роль выполняют изыскательские работы. Сегодня у нас разговор с авторитетным специалистом по этой части - генеральным директором ЗАО «Мурманский трест инженерно-строительных изысканий» («МурманскТИСИз») Евгением Волковичем.
Бочонок разведывательного мёда
- Наша работа состоит в изучении и анализе инженерно-геологических условий площадки будущего строительства, - рассказывает Евгений Юрьевич. - Чем точнее мы исследуем грунты, тем эффективнее будет проектирование и строительство. При этом важно понимать, что в инженерных изысканиях главное не цена контракта, а уровень выполненной работы. Качественно проведенные изыскания всегда дают положительный экономический эффект, то есть позволяют существенно снизить издержки строительства. Приведу пример: недавно нижегородский ТИСИз проводил альтернативные изыскания по одному из местных проектов. Работа уже была выполнена другой компанией, но заказчик не поленился её проверить. В итоге, благодаря качественной работе нижегородского ТИСИЗа удалось сэкономить на строительстве около 200 миллионов рублей.
- В каких проектах МурманскТИСИз задействован в настоящий момент?
- В 2010 году наша компания провела изыскательные работы в районе Териберки, где, как известно, предполагается строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на базе Штокмана мощностью 7,5 млн тонн газа в год.
Сейчас ведём изыскания по заказу института ОАО «Ленгипротранс» для проектирования реконструкции железнодорожной станции «Титан» под перевалку апатитового концентрата ЗАО «СЗФК», также ведём изыскания на нескольких объектах ОАО «Кольская ГМК» и по заказу ЗАО «Роспроект» - изыскания под проектирование ЛЭП и подстанции 330 киловольт «Мурманская».
- Но в последнее время неоднократно можно было встретить информацию о том, что сроки освоения Штокмана сдвигаются, и даже - о замораживании этого мегапроекта. Выходит, слухи об этом преувеличены?
- Полагаю, что подобные сообщения больше касаются политиков, а не самого проекта. Работа по подготовке к разработке Штокмановского месторождения продолжается. Осенью 2010 года мы провели буровые работы по заказу генподрядчика - московской компании ООО «Геоинжсервис» для строительства инфраструктуры Штокмана. Кроме того, в настоящее время возобновляются изыскательские работы по строительству трассы газопровода Волхов - Мурманск, который должен обеспечить поставки газа со Штокмановского месторождения потребителям северо-запада и экспортные поставки по газопроводу «Северный поток».
- Насколько сложно проводить инженерные изыскания в Териберке?
- Уверен, читателям не нужно объяснять, что такое Териберка, и какие там природные и метеоусловия. По местным скальным и валунным склонам не может пройти ни одна техника, а тем более человек.
Например, объём недавних работ по строительству дороги на Териберке без преувеличения потрясает. Для спрямления дороги был произведён большой объём взрывных работ в скальных грунтах. Летом изыскания приходилось проводить на заболоченной местности и на труднопроходимых участках валунных полей. Ни генподрядчик, ни мы сами не предвидели, что придётся работать в таких сложных условиях. Учтя этот опыт, мы недавно приобрели новую буровую установку на базе лёгкого бронированного тягача МТЛБу.
- Как я понимаю, Штокман - это ваш основной и самый крупный заказ в данный момент?
- Сейчас мы готовимся приступить к инженерным изысканиям по другому крупнейшему проекту - Мурманскому транспортному узлу, которые должны закончить примерно через полгода. Будем работать практически по всей трассе будущей железнодорожной ветки, то есть от станции «Выходной» до станции «Лавна». На этом проекте мы также являемся субподрядчиками.
- Если не ошибаюсь, генподрядчиком на данном этапе работ является омское предприятие «Мостовик», выигравшее недавно конкурс? Кстати, в СМИ также некоторые известные в области лица высказывали определённые сомнения в деловой репутации победителя конкурса.
- И совершенно зря. Омское НПО «Мостовик» - компания с именем, штат которой насчитывает 20 тысяч сотрудников. Именно «Мостовик» в настоящее время реализует такой масштабный проект, как строительство вантового моста, соединяющего Владивосток с островом Русский.
- Полагаю, что вы вполне уверенно смотрите в будущее?
- Перспектива на ближайшие полгода нам достаточно ясна. Заинтересованность в наших услугах есть у таких промышленных гигантов, как КГМК, ПО «Апатит», Ковдорский ГОК. Кроме того, мы не ограничиваемся только инженерными изысканиями. Например, в настоящее время «МурманскТИСИз» строит насосную станцию на известном объекте «Олений Ручей», сдача которой планируется осенью. При этом на проектах стараемся весь объём работ выполнять самостоятельно за счет собственных ресурсов, так как зачастую сложно найти субподрядчиков, соответствующих нашим стандартам.
- Но ведь общая практика предполагает выстраивание цепочки агентов и субагентов для реализации крупных проектов.
- Опыт, наработанный «МурманскТИСИз» с 1963 года, позволяет нам проводить комплексные изыскания самим. Мы обладаем солидной материально-технической базой: одних только буровых установок у нас - семь. При этом недавно в компании была проведена модернизация 90 процентов всего нашего оборудования. А сейчас мы развиваем свою корпоративную сеть ГЛОНАСС/GPS, для которой самостоятельно разработали проект и установили 3 базовые станции, охватывающие территорию в радиусе 50 километров от Мурманска.
Но, конечно, наше главное богатство - это люди: геологи, топографы, строители, лаборанты - словом, большая семья из 125 человек.
Пару ложечек дёгтя
- Конечно, на строительном рынке, как и на любом другом, - продолжает Евгений Волкович, - есть череда нерешенных проблем, которые сильно затрудняют нашу деятельность. И, к сожалению, большинство этих сложностей связано с недоработками в законодательстве.
Во-первых, это обязанность работодателя оплачивать гарантированный государством пакет северных льгот. Дело в том, что затраты на выплату этих льгот ложатся на себестоимость продукции. Согласно же ФЗ № 94 «О закупках» главным критерием любой закупки является цена, и когда мы, северные предприниматели, участвуем в торгах, то компании из средней полосы России имеют заведомое преимущество, поскольку у них таких дополнительных затрат попросту нет. В результате, демпингуя, они запросто выигрывают конкурсы у северян, а мы, соответственно, остаёмся без заказов. Получается, что гарантирует северные льготы государство, но их выплата ложится на плечи бизнеса.
Вторая проблема связана с законом о саморегулируемых организациях (СРО) в строительстве, который нужно срочно менять. Это полный беспредел! Идея переноса ответственности за качество строительных работ на самих строителей, в целом, была правильной. Но в результате мы видим рекламные баннеры «СРО за один день!» О каком качестве работ и какой ответственности можно тут говорить?! Например, вы сядете в автобус, за рулём которого сидит мотоциклист или тракторист либо вообще человек без прав?
На мой взгляд выдавать допуски СРО на виды работ необходимо только тем компаниям и предпринимателям, у которых в штате есть специалисты соответствующей квалификации.
Также существует проблема кадров: мы ощущаем большой дефицит квалифицированных специалистов, поскольку система инженерного образования в стране разрушена до основания.
И, наконец, в последнее время ведётся много разговоров вокруг модернизации производства. Однако никто не говорит, за счёт чего будет проводиться эта модернизация. За счёт каких средств? Ведь не секрет, что бизнес сейчас сильно нуждается в финансовой подпитке. Логично было бы, например, создать какой-либо специализированный фонд наподобие Резервного, откуда можно было бы выделять средства на модернизацию производства под небольшие проценты. Либо предоставлять предприятиям, осуществляющим модернизацию, налоговые льготы.
В общем, болевых точек в нашем деле достаточно. Мы с сообществом предпринимателей озвучиваем и проговариваем все эти проблемы при каждом удобном случае, обращаемся в разные инстанции, одним словом, боремся. И, конечно, надеемся на разумные перемены, ведь надежда умирает последней.
- В преддверии вашего профессионального праздника - День строителя - поздравляем с ним ваш коллектив! Желаем процветания и успехов в вашем трудном деле!