В редакции бизнес-портала «Nord-news» прошёл круглый стол на тему «Защита прав предпринимателей в Мурманской области», на котором обсуждалось общее состояние делового климата в Мурманской области, основные преграды для развития бизнеса в нашем регионе, необходимость защиты прав предпринимателей и органы, в компетенции которых может находиться этот вопрос. В дискуссии участвовали председатель Объединения организаций профсоюзов «Мурманский областной совет профессиональных союзов» Александр Первухин, и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской области, кандидат юридических наук Инна Иванова, председатель Совета регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Радик Сафин, начальник оперативно-розыскной части УБЭП УМВД Мурманской области Василий Акиньшин.
Легко ли дышится предпринимателю?
Редакция:
- Согласно недавно опубликованному рейтингу ООН, Россия заняла 120-е место в мире по условиям развития бизнеса. Наши ближайшие соседи в рейтинге - Кабо-Верде и Коста-Рика. Несмотря на предпринимаемые властью усилия, деловой климат в нашей стране оставляет желать лучшего. А у нас в Мурманской области что прежде всего мешает развиваться малому и среднему бизнесу, который по идее должен стать становым хребтом отечественной экономики?
Радик Сафин (фото 1):
- Я полагаю, что главная беда предпринимательства не в том, что наши права никто не защищает. В 2008-2009 году ситуация в этом смысле стала коренным образом меняться.
Например, у нас в Мурманской области, я, откровенно говоря, не чувствую каких-то коррупционных преград. Я не вижу, чтобы предпринимателей давили с точки зрения коррупции.
Однако, предпринимательская активность в нашем регионе сейчас на очень низком уровне. Кадровый дефицит - да, конечно, сказывается. Когда начался демографический спад, то мы сразу же почувствовали, что нет людей. Если раньше ко мне, например, приходило по 40-50 резюме, то сейчас в лучшем случае - от 2 до 5, и то на собеседование являются люди, которые ничего толком не умеют, а просто требуют: «Дай зарплату в сорок тысяч - а потом посмотрим...»
На самом деле есть две главные проблемы предпринимательства: налоги, которые нас буквально душат, и рост энерготарифов, которые автоматически поднимают все остальные. Смотрите: вот правительство приняло, на мой взгляд, абсолютно популистское решение поднять выплаты пенсионерам. Конечно, я никоим образом не против этого, однако давайте посмотрим, за счёт чего это делается? За счёт того, что подняли налоги предпринимателям. В итоге мы получаем рост цен в магазинах. И наши пенсионеры стали ещё беднее. Кроме того, противная сторона - контролирующие органы - много говорит о зарплатах в конвертах. Но сейчас в стране есть целые отрасли, где руководители не могут поднять цены на свою продукцию, в то время как налоги им подняли. И какие варианты для нормального существования есть у них? Целые отрасли сейчас, понимаете, перешли на зарплату в конвертах...
Инна Иванова (фото 2):
- Вы потом назовите, пожалуйста, эти отрасли, эти предприятия...
Радик Сафин:
- Скажем так, это все тарифицированные отрасли, где государство установило цены. Опять же - рост энерготарифов никто не отменял. В прошлом году ожидалось увеличение их на 15%, а реально получилось около 70. У нас в «Опоре России» совещание в Ульяновске недавно прошло, и выяснилось, что предприниматели с ужасом ждут нового года, когда тарифы вновь пойдут в неконтролируемый рост. Самое печальное - никто не знает, насколько они увеличатся. На нашем региональном уровне правительство Мурманской области всё сделало, чтобы ограничить этот рост, за что большое ему спасибо. Но на федеральном уровне ведь ничего не делается!.. А основная проблема по росту тарифов на электричество вырастает именно там. Что получается дальше? Я не могу рассчитать свой бюджет, не могу развиваться, не могу набирать к себе на работу людей и так далее. Основной стратегией предпринимательства стало выживание, а не развитие.
Александр Первухин (фото 3):
- О деловом климате надо говорить в целом. В комплексе - это и крупный бизнес, и малое и среднее предпринимательство. Конечно, крупный бизнес - это основной поставщик финансирования в бюджет Мурманской области, и от него зависит принятие социально значимых законов. Чем интересен и важен малый бизнес - это прежде всего созданием новых рабочих мест. Чем больше мы будем развивать малый бизнес, тем больше рабочих мест будет открыто и тем меньше будет безработица. Это основной постулат. Поэтому малый бизнес надо всячески развивать, принимать законы, создавать для него преференции, чтобы он не уходил в тень, чтобы зарплату платили не в конвертах. Вообще, работник должен понимать, что от того, в открытую ли выдаётся зарплата, будет зависеть его пенсия, а в настоящее время - и выплата социальных пособий, прежде всего по больничным листам.
Теперь о наших отношениях с бизнесом: помогаем мы либо мешаем ему, каким-то образом ущемляя его права. Сегодня в обществе существует большое заблуждение, будто бы профсоюзы и предприниматели являются врагами. Нет, мы не враги, мы - партнёры. Если трудящимся на предприятии платят достойную зарплату, предоставляется полный социальный пакет, отчисляют страховые взносы, улучшают условия труда, то профсоюз становится партнёром и даже лоббирует интересы предприятия на всех уровнях.
Если работодатель выгоняет профсоюз с предприятия, стремясь, чтобы профсоюзного движения не было, преследует членов профсоюза, то такой работодатель становится нашим врагом.
Мы не враги. Надо объединять наши усилия. Как показывает практика, там, где есть профсоюзное движение, у работодателя не болит голова, что к нему начнут приходить работники с какими-то проблемами, потому что для этого есть профсоюзы.
Радик Сафин:
- Я хотел бы договорить о состоянии предпринимательского климата. Вот есть ещё проблема, которая у нас на Севере до сих пор не решается, хотя о ней много говорят. Это так называемые северные надбавки и льготы. Кто этот закон принял, кто обещал, и чьи это гарантии? Государства. Значит, платить северные надбавки - это обязанность государства, а в реальности всё переложили на плечи предпринимателей... А почему я должен платить?
Инна Иванова:
- А вы и не платите вообще-то...
Радик Сафин:
- Мы платим. Я должен платить. Я беру сотрудника на работу - и должен платить ему полярки, проезд в отпуск и т.д. Я должен это по закону...
Инна Иванова:
- По закону вы это обязаны делать, но вас никто не заставляет льготные исчислять...
Александр Первухин:
- Сегодня это делается с обратным отсчётом. Заработная плата на Севере и в южных регионах практически одинакова. Вы, например, платите зарплату работнику с «полярками», районным коэффициентом, но всё равно сумма не получается больше, чем в средней полосе. Вы делаете как? Есть зарплата - и вы окладную часть обратным делением в 2 раза уменьшаете. А в средней полосе окладная часть на эту же величину выше. Это просто название, что вы платите РК и полярки.
Радик Сафин:
- Согласен. Это значит, что закон не работает. Тогда спрашивается - зачем такой закон?
Александр Первухин:
- Вы абсолютно правы, что для развития предпринимательства на севере необходимы дополнительные преференции со стороны государства, льготное налогообложение, например. Сегодня этот вопрос ставится, и я думаю, что до конца нынешнего политического сезона в Государственную Думу уже будет вынесен закон об Арктической зоне. Как только этот закон примут, сразу же начнутся подвижки в сторону преференций. Вот здесь надо бы поработать, чтобы добиться налоговых льгот. Потому что народ в противном случае просто не поедет работать на крупные предприятия.
Радик Сафин:
- Я с вами согласен. Мы над этим работаем. Мы проводили круглый стол в правительстве МО по поводу действия закона 94-ФЗ, предлагая выделить нас из действующего закона о северах на территории Арктической зоны. Тогда у нас появятся префернеции. Сейчас же по 94-ФЗ, в котором главным критерием победы на конкурсе является только цена, мы, предприниматели Крайнего Севера, находимся в заведомо проигрышном положении по сравнению с предприятиями из средней полосы. Они не обременены необходимостью платить северные льготы, и поэтому могут демпинговать, тем самым выигрывая аукционы, а мы остаёмся без работы.
Александр Первухин:
- 94-ФЗ несовершенен, он является законом с коррупционной составляющей. Сейчас принимаются поправки в этот закон. Дай Бог, чтобы они были приняты, и тогда торги будут производиться объективно. Сейчас же появляется фирма «Рога и копыта», у которой ничего нет. Она, предлагая меньшую цену, выигрывает торги, а потом берёт на субподряд те организации, которые не могли выиграть аукцион или торги. Сейчас уже разработаны поправки в этот закон, по которым к торгам будут допускаться только предприятия с соответствующей производственной базой.
Даёшь профсоюз предпринимателей!
Инна Иванова:
- Я хотела бы обозначить роль трудинспекции в создании благоприятного климата для ведения бизнеса. Первое направление нашей работы - это надзорная роль. То есть инспекция надзирает, проверяет, принимает меры в случае имеющихся нарушений трудового законодательства. Второе - это защита прав работников, и сюда входит всё: комфортные условия, наличие локальных нормативных актов, благоприятный климат на предприятии, рост производительности труда и желание работать, качество работы и так далее. Надо рассматривать роль трудинспекции именно в совокупности этих составляющих.
Александр Первухин:
- Как правильно отметила Инна Анатольевна, на предприятии необходимо наличие локальных нормативных актов. А что это такое? Это, прежде всего, наличие коллективного договора. Есть проф-союз, нет его, либо же есть Совет трудового коллектива - нужно стремиться к тому, чтобы были выработаны правила игры. И тогда работодателю не надо прятаться от профсоюза и работников, потому что есть колдоговор. Это закон на год или на три года - в зависимости от того, на какой срок принят колдоговор.
Работодатель заинтересован
в том, чтобы работник трудился на своём рабочем месте с максимальной отдачей, чтобы предприятие процветало. Что для этого нужно? Нужно создать ему нормальное рабочее место. И второе - платить ему более или менее нормальную зарплату, то есть заинтересовать работника в результатах своего труда. Чем больше он трудится, тем больше зарабатывает. А у нас сейчас многое устроено по советскому принципу: «Человек сидит, а зарплата ему идёт». Этого не должно быть.
Но если людей преследуют, понижают необоснованно зарплату, платят её в конвертах, мы должны принимать все возможные меры, чтобы этого не допустить.
Редакция:
- Александр Леонидович, а возможна ли в принципе такая ситуация, когда предприниматель обращается к вам с просьбой о защите своих прав?
- Почему бы и нет? У нас были два случая с руководителями. Мы, например, в суде защитили честь и достоинство директора школы, которого необоснованно обвиняли в пьянстве. Просто-напросто человека определённая группировка захотела выжить с работы. Мы подключились, и суд принял решение о защите этого человека.
Затем, мы недавно выпустили брошюру «В суд без адвоката», где как раз собраны наиболее типичные случаи нарушения законодательства. Предприниматель, внимательно проанализировав данную брошюру, поймёт, как правильно вести себя, чтобы не нарваться на какие-то судебные разбирательства.
Недавно мы совместно с Госинспекцией труда и Союзом промышленников и предпринимателей подписали соглашение по декларации доверия. Это очень важный момент. Впервые в Мурманской области подписан такой документ, по которому на предприятия, где нет нарушений трудового законодательства, госинспекция готова не приходить с проверками в течение трёх лет.
У меня очень много друзей-предпринимателей, которые говорят, что у них проверяющие органы буквально являются постоянными гостями. Проверяют у нас того, кто работает.
Инна Иванова:
- Что касается проверок, то что мы можем сделать для улучшения делового климата? Прежде всего, строго соблюдать требования закона 294-ФЗ «О защите прав физических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора и муниципального контроля». Вот вы, предприниматели, часто говорите о том, с какими трудностями сталкиваетесь. Но я могу со всей ответственностью заявить, что и надзорные органы сталкиваются с определёнными трудностями. Этот закон направлен на уменьшение количества проверок в отношении хозяйствующих субъектов. В первую очередь делалось это для малого и среднего бизнеса, поскольку именно эти предприятия действительно являются опорой России и именно за ними государство видит будущее экономики.
Редакция:
- Александр Леонидович, возможна ли такая ситуация, когда предприниматели, создав свой профсоюз, вольются в ваши стройные ряды?
- Конечно. Что такое вообще профсоюз? Это - добровольное объединение людей по профессиональному признаку. Можно создать профсоюз работодателей - пожалуйста, ради Бога. Мы любого готовы защищать - и работодателя, и работника, если этот гражданин является членом профсоюза.
Моя полиция меня бережёт?
Редакция:
- Разговор был бы неполным без участия представителя ещё одной известной контролирующей организации - полиции. Василий Александрович, на ваш взгляд, есть какие-то кардинальные изменения в структуре экономической преступности в Мурманской области?
Василий Акиньшин:
- Принципиально структура экономической преступности по сравнению, например, с 2009 либо 2010 годами не поменялась. То есть, доля должностных преступлений коррупционной направленности, преступлений в отдельных отраслях экономики, финансово-кредитной сфере и так далее в общем срезе практически та же. Единственное, в этом году есть определённое снижение по некоторым составам - должностным подлогам (ст. 285, 293 УК).
Александр Первухин:
- А вот с чем связано то, что выявляется больше коррупционных случаев? Может, с тем, что информацию об этом чаще стали доводить до населения?
Василий Акиньшин:
- Я бы не сказал, что это происходит вследствие лишь большей информированности населения. Просто в своё время был сделан акцент на борьбе с преступлениями коррупционной направленности, защите средств, выделенных на приоритетные национальные проекты.
Александр Первухин:
- А вот как победить коррупцию в сфере ЖКХ? Эта сфера, наверное, больше всех поражена коррупционным недугом? Люди платят немалые деньги, которые по назначению не направляются, а уводятся, и потом эта фирма пропадает. По моему глубокому убеждению, сферу ЖКХ нужно возвращать государству. В нашей стране иначе порядка в ней не навести. Вспомним: ведь были же у нас ЖСК, и у них сейчас до сих пор самая лучшая ситуация в этом смысле.
Радик Сафин:
- Вы знаете, у нас в России беда - мы постоянно кидаемся из одной крайности в другую. То у нас было всё государственное, то всё отдали частникам. Нужно, наверное, чтобы была альтернатива.
Нашему правительству следует поступать как-то более плавно, а не так резко: всех бросили в один закон. Естественно, лет через 10-15 даже при нынешнем положении вещей всё образуется. Но ведь никто же не хочет все эти годы платить деньги просто в никуда. У нас сейчас управляющую компанию может сделать кто угодно. И туда идут авантюристы. Понимаете, в чём проблема?
Инна Иванова:
- Что касается ситуации в ЖКХ, я немножко не договорила, когда сказала о наших проблемах в связи с реализацией закона 294-ФЗ.
Когда появился этот закон, то у всех государственных контролирующих органов возникли определённые трудности, которые, к сожалению, отразились на потребителях, обычных гражданах.
Трудность в том, что впредь проверять организации планово можно не чаще, чем раз в три года. В том числе - не раньше, чем через три года с момента создания компании. И что мы видим в ЖКХ? Практически все управляющие компании больше одного года не существуют. Они создаются, собирают деньги - и благополучно исчезают. К нам поступает огромное количество жалоб работников жилищной сферы, которые просто брошены: руководство исчезло, зарплата не выплачена, договоры не оформлены, и в суд подать не на кого. Мы пытаемся привлечь внимание профсоюзов, надеясь, что они помогут в розыске, добыче каких-то сведений, чтобы человек мог дальше пойти в суд.
Этот закон, благая цель которого состояла в том, чтобы не кошмарить малый бизнес, обернулся, к сожалению, следующим. Как только хозяева фирмы видят, что она попала в план проверок, вывешиваемый на сайте Генпрокуратуры и сайтах других государственных надзорных органов к 1 декабря, эта организация тут же исчезает - увольняет своих работников, отправляет их в вынужденный отпуск и так далее.
Александр Первухин:
- Они не увольняют. Эти фирмы просто исчезают.
Инна Иванова:
- Количество плановых проверок после введения этого закона действительно уменьшилось по статистике на 30%. Сейчас госинспекция труда совместно с облсовпрофом и СПП МО заключила трёхстороннее соглашение о декларировании. Оно направлено на то, чтобы защитить любые хозяйствующие субъекты от плановых проверок. То есть, я хочу сказать, что государство предпринимает меры, чтобы защитить бизнес от этого. Плюс мы на уровне субъектов в состоянии принять такую меру, как декларирование. Наверное, в этот проект не попадут крупные организации, поскольку у них не скрываются несчастные случаи, и вследствие этого они не все смогут получить подобный сертификат доверия. А вот для небольших предприятий - зелёный свет. Пожалуйста - заявляйте, что у вас всё благополучно, всё соблюдается, нет несчастных случаев, производственного травматизма, работники получают легальную зарплату, - тогда проверяющие органы в лице трудинспекции не будут приходить к вам на период действия сертификата доверия, пока он не будет отозван. Но в случае жалоб работников не обессудьте - инспектор посетит эту организацию.
Мы за 9 месяцев текущего года, кстати, провели 1003 проверки. Для выездной проверки сейчас установлена достаточно сложная процедура согласования с прокуратурой. Предприятиям даётся 10 рабочих дней для подготовки документов. Но тем не менее 532 должностных лица оштрафовано за нарушения трудового законодательства.
Помимо защиты прав работников в полномочия госинспекции труда входит и дача разъяснений самим работодателям, и причём никому из них ещё не было отказано в консультации. Работодатели могут и прийти, и позвонить даже не в дни приёма. Но предупреждаю, на вопросы «Как уволить работника?» мы не отвечаем. Это равнозначно тому, чтобы у врача спросить «Как можно отравить пациента?»
Радик Сафин:
- Если сейчас какие-то проверяющие органы - полиция, налоговая, кто-то другой - идут с проверкой, то в поле их зрения чаще попадают компании, которые занимаются честным бизнесом, у кого нет возможности спрятаться. Взять, например, тех же частных перевозчиков, которым нужно иметь в штате механиков, медиков, содержать производственную базу. Если есть какие-то нарушения, то проверяют в первую очередь их, потому что они не могут уйти с маршрута. А вот так называемые «бомбилы» при появлении информации о проверке сейчас же исчезают с маршрута. Страдают в первую очередь честные перевозчики. Затем, ещё одна особенность - проверка обязательно должна заканчиваться штрафом. Доходит иногда до абсурда, когда проверяющий говорит: «Давайте я вам символический штраф выпишу - 100-2000 рублей...»
Василий Акиньшин (фото 4):
- Лично мне кажется, что в последнее время мы больше помогаем предпринимателям, нежели мешаем.
Инна Иванова:
- Мы уже всё сделали, лишь бы они работали и не жаловались на нас.
Василий Акиньшин:
- К нам в последнее время предприниматели приходят с просьбами о помощи, и мы им помогаем.
Редакция:
- Что же нужно всё-таки предпринимать в отношении УК, если их невозможно проверить?
Василий Акиньшин:
- Давайте начнём с сути проблемы. У нас появилась эта тема. Откуда она взялась? Её родили правоохранительные органы или как? Наверное, таким образом реализовалась у нас реформа в сфере ЖКХ. В связи с этим разово, единочасно возникли тысячи проблем. Если сейчас мы перейдём на частные больницы и частные школы, то, я думаю, и проблем будет ровно в три раза больше.
Да, вот так пошла реформа. И нельзя сказать, что у нас в области положение хуже или лучше. Ситуация везде разная. Я вылетал в Москву, например, на совещание по практике создания ТСЖ и привлечению УК. Там таких проблем, как у нас, нет. В Москве работа начиналась с активного привлечения населения к созданию ТСЖ. У нас же ТСЖ создавались поначалу за спиной жителей.
Радик Сафин:
- Здесь есть одна важная проблема - фирмы-однодневки, которые действуют как в ЖКХ, так и в сфере действия 94-ФЗ.
Василий Акиньшин:
- Мы совместно с органами прокуратуры очень активно проверяли эти УК, ТСЖ. Гигантский объём работы ведётся для того, чтобы как-то сгладить углы, многочисленные нарушения, возбуждается много уголовных дел. И причём, прошу заметить, раньше никакой практики у нас в этой сфере не было.
Радик Сафин:
- Проблема фирм-однодневок касается честных предпринимателей.
Василий Акиньшин:
- Кто открывает фирмы-однодневки? Те же предприниматели.
Радик Сафин:
- Да нет, я всё же хотел бы разделить предпринимателей на честных и недобросовестных. Недобросовестным всё равно, где открывать фирмы-однодневки: в ЖКХ или в медицине, где угодно, лишь бы в законе имелась какая-то брешь. Из-за них и страдают честные предприниматели.
Василий Акиньшин:
- Давайте разберёмся. Если даже честный предприниматель свою фирму-однодневку не открыл, значит, у него есть определённые связи, посредством которых он может обналичить деньги. Если он на себя не открыл, значит, он пользуется чужими «однодневками». Спрашивается, правоохранительные органы тут при чём?
Радик Сафин:
- К нам обращаются честные предпринимателями: «Как нам жить, нас душат...»
Василий Акиньшин, Инна Иванова (в один голос):
- А кто их душит?
Радик Сафин:
- Нечестные предприниматели.
Инна Иванова:
- То есть вы сами себя душите? Каким образом?
Радик Сафин:
- Они забирают наши деньги. Это называется нечестной конкуренцией. Возьмём для примера тех же таксистов.
Инна Иванова:
- Какой выход вы видите?
Радик Сафин:
- Нужно менять законодательство. Фирмы-однодневки каким-то образом контролировать. Во время регистрации, например.
Инна Иванова:
- Каким образом?
Василий Акиньшин:
- Сразу тогда встанет вопрос об ущемлении прав предпринимателей. Фирма становится однодневкой в один день. То есть, она может быть неделю или даже год не однодневкой, а потом, когда нужно выводить активы, то всё сразу меняется.
Кто ещё ущемляет права предприимателей? Получается, что основная проблема - недобросовестная конкуренция. Но это, наверное, в нашем случае несущественно. Снижение налогов - это не к нам. Практика применения закона 94-ФЗ - наверное, тоже не к нам. В остальном - милости просим, мы готовы помогать.
Вообще до сих пор в ходу в бизнес-среде довольно странная практика. Допустим, у конкретного предпринимателя возникает конкретная проблема по ведению его бизнеса, и он чувствует, что без вмешательства правоохранительных органов в данном случае не обойтись. И вместо того, чтобы напрямую прийти к нам и заявить о своих проблемах, попросить о помощи, этот предприниматель начинает искать так называемые «выходы», звонить своим знакомым, спрашивая, например: «Петрович, у тебя есть выходы на УМВД?» Сейчас этого делать не нужно. Просто приходите со своими проблемами - мы готовы выслушать каждого и помочь, насколько это возможно в рамках закона.
Послесловие
Радик Сафин:
- Какой вывод сделал я лично для себя после данного круглого стола? Каждый отвечает только за себя. Больше его ничего не интересует. Может, в этой разобщённости и есть корень проблемы?
В развитых странах, которые решили проблемы малого предпринимательства, на постоянной основе работают координационные органы, имеющие полномочия оперативно решать острые вопросы. У них, например, в Канаде, Германии, Японии, Сингапуре главная цель - развитие этого важного сектора экономики.
А у нас в итоге получается в соответствии с известной народной поговоркой: «У семи нянек дитя без глазу».