ИА «Nord-news» уже сообщало, что в конце марта состоялось общее отчётно-выборное собрание Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, в ходе которого были подведены итоги деятельности союза и его президента за последние три года, а также состоялись выборы нового президента СПП МО, которым вновь стал Александр Лебедев. По итогам отчётного доклада мы попросили Александра Геннадьевича рассказать, что означают понятия «деловой климат» или «инвестиционный климат», и каков их уровень сегодня в Мурманской области и в России в целом.
«В России принято обозначать этим термином совокупность внешних (не зависящих от фирмы) условий предпринимательской деятельности, определяющих инвестиционные решения фирм, - рассказывает Александр Лебедев. - На мой взгляд, точнее всего, дали определение международные банки: «Деловой климат - это условия, обеспечиваемые государством для развития предпринимательства». Во время предвыборной компании теперь уже избранного президента один из предвыборных лозунгов звучал как программа +100. Это означает скачок в плане улучшения делового климата в России, в течение нескольких лет, со 120-го места в мировом рейтинге на 20-е. Большой вопрос - как? За счёт чего? Каким образом это можно сделать так быстро? Вопросов больше, чем ответов».
Рейтинговое агентство «Эксперт» составило в своё время рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Однако Александр Геннадьевич убеждён, что есть некоторые аспекты, учитывать которые при составлении рейтинга бессмысленно.
Первое, что не стоит брать во внимание, это региональное законодательство. Начиная с середины 2000-х годов, когда началось строительство «вертикали власти», инвестиционное законодательство в регионах России стало серьезно выравниваться, в результате чего прописанные в нормативных актах правила ведения бизнеса в разных регионах России практически сгладились. Региональные администрации активно «списывали» законы об инвестиционной деятельности друг у друга, а в последние годы принимали модельные документы, спущенные федеральным центром. В таких условиях, считает президент СПП МО, оценивать законодательный риск стало бессмысленно.
«Второе важное изменение произошло в управленческом риске, - отмечает Александр Лебедев. - В новом рейтинге «Эксперт» отказался от оценки программно-целевых методов управления. Кризис показал, что все среднесрочные и долгосрочные региональные программы и стратегии развития оказались абсолютно неприменимы к экономическим реалиям. Документы так и остались документами, а жизнь пошла своим путем. А сколько на эти документы тратится сил, а главное средств!»
В инновационном потенциале виден отказ от учета числа технопарков в регионе (большинство из них - лишь объекты недвижимости, без каких-либо инноваций), заменив их числом поданных патентных заявок.
Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает в общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из 9 частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного потенциалов.
«Как я уже неоднократно говорил, горнопромышленный комплекс является локомотивом экономики Мурманской области и, по сути, основой экономики нашего региона, - рассказывает Александр Геннадьевич. - Об этом говорит место в рейтинге природно-ресурсного потенциала - 11 место. И здесь мы заметно опережаем наших соседей. В рейтинге трудового потенциала наша область занимает 49 место. Это и понятно в связи со сложной демографической ситуацией, а также низкой привлекательностью региона с точки зрения трудовой миграции».
В рейтинге инфраструктурного потенциала регион занимает такое же 49 место. 49 место мы занимаем и в рейтинге инновационного потенциала. Чуть выше позиция в производственном потенциале - 46 место.
Президент СПП МО обратил внимание на подготовленный Министерством регионального развития РФ ежемесячный доклад о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ в январе 2012 года.
По данным ведомства, сводный индекс реального сектора экономики Мурманской области в январе 2012 года вновь оказался в списке минимальных значений и составил 94,1%. Хуже нас среди регионов СЗФО дела обстоят у Архангельской области. При этом показатели промышленного производства нашего региона растут и оказались выше среднероссийских.
Индекс инвестиционной привлекательности Мурманской области по-прежнему сохраняется на уровне ниже среднего по России. Сохранить «лидирующие» позиции удалось по другому показателю - Мурманская область находится на втором месте в числе тех, кто построил меньше всего жилой площади. На наш регион приходится всего 1,5 квадратных метра на 1000 человек.
В «абсолютные лидеры» наша область вышла и по темпам снижения реальных денежных доходов населения - снижение составило 9,4%. Причём регионов в России, где наблюдается снижение, всего 15.
«В 2000-х годах господствующей тенденцией в отношении центра с регионами и муниципальными образованиями стала нарастающая централизация, - отмечает Александр Лебедев. - В результате финансовая централизация достигла критического уровня. Власти субъектов федерации потеряли самостоятельность в выборе целей развития и средств их достижения, их деятельность стала детально регламентироваться на федеральном уровне. В частности, введена оценка деятельности региональных органов власти по сотням показателей. Вместо проведения единой федеральной политики региональные власти испытывают на себе противоречивые требования различных ведомственных структур. В этих условиях инициатива подавляется. Происходит деградация способности региональных элит действовать в интересах развития территорий.
Обращенное к регионам требование повысить результативность деятельности входит в противоречие с целью сохранения стабильности любой ценой».
Что помогло бы в этой ситуации? Президент СПП МО убеждён, что решить ряд ключевых проблем помогла бы передача части налога на прибыль регионам; передача всех налогов на малый бизнес в местные бюджеты - это заставило бы власть трудиться на повышение доходности и рентабельности предприятий, так как именно от этой работы зависело бы наполнение бюджета региона; передача регионам больших полномочий в качестве собственных.
«Когда мы говорим о повышении инвестиционной привлекательности Мурманской области, то неизменно возвращаемся к региональной северизации, - добавляет Александр Лебедев. - Нами сформулирован ряд предложений по разработке экономической политики в отношении северных регионов. Во-первых, создать единую экономическую зону на основе северных регионов страны с особыми условиями регулирования как внутри субъектов, так и между субъектами. Это даст возможность повышения эффективности взаимодействия северных регионов между собой и обеспечит системный подход. Во-вторых, как уже говорилось выше, предусмотреть передачу большего объема полномочий регионам в вопросах регулирования налоговых платежей и применении дополнительных мер стимулирования инвестиционной активности. Автономность повысит быстроту реакции и обеспечит дифференцированный подход. В-третьих, создание на северных территориях, в частности на территории Мурманской области зон внешней торговли - свободных таможенных зон. Эта мера приведет к привлекательности регионов со стороны инвесторов, активизации ВЭД, перераспределению финансовых потоков и повышению доступности ресурсов. В-четвёртых, обеспечить режим льготного налогообложения при осуществлении деятельности на северных территориях, в части. Далее, необходимо пересмотреть распределение доходных источников в пользу региональных и муниципальных бюджетов, в частности децентрализовать поступления в федеральный бюджет от НДПИ. Данная мера приведет к более справедливому распределению доходов и появлению у регионов, районов, муниципалитетов дополнительных возможностей по стимулированию социально-экономического развития. И, наконец, предусмотреть меры по формированию кадрового потенциал».
Реализация данных предложений, по мнению Александра Лебедев, позволит существенно оживить экономику северных регионов и обеспечивать устойчивый рост инвестиций. Она считает, что необходимо менять отношение государства к северным регионам, и делать это нужно сейчас, потому что завтра может быть уже поздно. Тем более что экономическая выгода, которую в результате получит государство несоизмеримо больше необходимых затрат.
«Я призываю органы законодательной и исполнительной власти региона к совместной работе по данному вопросу, - отметил Александр Геннадьевич. - Региональная северизация должна стать фундаментом дальнейшего социально-экономического развития Мурманской области, и необходимо прилагать все усилия, чтобы данный фундамент был заложен».