Долго я старался не касаться в своих заметках политики и прямых упоминаний о ней, но так или иначе все события, происходящие в нашем обществе тесно связаны с политическими процессами. У нас в стране вообще особая история с политикой, похожая на романтическую драму. Мы любим и ненавидим политику в различных ее проявлениях, она же зачастую испытывает к нам холод, граничащий с равнодушием. Этот сюжет мог бы лечь в основу бульварного романа, если бы не тот факт, что история безответной любви - это история про нас с вами.
О политике у нас знают практически все, и встретить человека, который не имел бы представления о либретто современной политической пьесы и не знал бы главных действующих лиц, весьма сложно. Хотя, о происходящем на уровне собственного региона или города многие не имеют ни малейшего понятия. С другой же стороны, на бытовом уровне политика считается делом грязным и неблагодарным, сродни накоплению капиталов в лихие 90-е.
В этой противоречивой среде как в чашке Петри цветут посевы будущего политического мэйнстрима, о котором в последнее время не говорят разве что очень ленивые политологи. Речь идет о популизме, набирающем обороты в различных уголках земного шара. В Соединенных Штатах это движение «Чаепитие», в Италии - «Пять звезд», в Испании - партия «Подемос», да и движение «Вперед» Эммануэля Макрона тоже вполне себе рафинированный популизм. Вместе с тем, популисты встречают повсеместный отпор правящих элит, которые из безобидного термина сделали форму политического ругательства. Говоря «популист», они подразумевают политического жулика, играющего на струнах человеческой натуры. Хотя такое использование термина мне кажется в корне неверным.
Популизм в широком смысле означает лишь политическую позицию, апеллирующую к интересам широкой массы избирателей, собственно и сам термин произошел от латинского слова «pópuli», означающего «народ». В упрек всем популистам ставится, то что они, оглядываясь на большинство, предлагают решения, которые зачастую не соотносятся с существующими возможностями. Но постойте, если политики «старой», непопулистской формации столь расчетливы и умны, почему они со своей оглядкой на имеющиеся ресурсы никогда не воплощают свои предвыборные программы в жизнь, почему толстые многостраничные программы с подробными расчетами так и остаются лишь в бумажном варианте? Сакрализация политики, происходившая долгие годы привела к тому, что между избирателем и политикой стоит трехметровый забор, через щели которого люди пытаются узнать, что же там происходит на той стороне.
Политики во всем современном мире стали новой кастой жрецов, которые убеждают людей в том, что лишь им доступно тайное знание управления государством, регионом, городом. Если же чужак не из жречества посягнет на эти тайные знания, его сразу же заклеймят популистом, который совершенно не разбирается в искусстве мантики и тем самым навлечет на нас всех гнев «богини» Экономики. Казалось бы, это смешно, но зачастую все чаяния людей разбиваются именно о какие-то непонятные им механизмы, которые не позволяют воплотить те самые надежды в жизнь.
Сегодня у большинства людей имеется запрос именно на политику искренности. Избирателям приелись внутриэлитные позиционные войны, они хотят видеть лица тех, за кого голосовали не только в глянце экрана телевизора, но и в магазинной очереди на кассу или салоне автобуса. Потому как хочется понимать, что ты не голосуешь за абстрактное лицо с листовки, а доверяешь представлять свои интересы человеку, который похож на тебя, который близок и понятен тебе. Идеальная демократия - это ведь тоже чистейший популизм, но маститые политики почему-то забывают об этом.
Но пока логичный на мой взгляд виток развития политической мысли называют маргинализацией политики и пытаются подогнать существующий спрос под имеющееся уже предложение. Ты должен быть левым или правым, оппозицией или адептом правящей силы. Я не правый и не левый, я не капиталист и не социалист, я не сторонник крупных политических сил, но и не их противник, просто пока что наши интересы лежат в разных плоскостях. У меня есть своя собственная идеология - идеология полезности людям, хотя я могу ошибаться, ведь я не из касты политиков, а всего лишь часть широкой массы.
Максим Горнаев
юрист, эксперт «Pro bono»
Рисунок Алены Галишниковой
Я знаю точно, невозможное возможно
Судебный иск как инструмент пиара
Супружеская измена как субъективное право