На площадке парламента Финляндии, в Хельсинки, 14-15 мая в рамках круглого стола состоялась четвертая встреча парламентариев Северных стран, депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федерации и Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР). Участие в ней принял депутат Мурманской областной думы, председатель комитета по межпарламентскому сотрудничеству ПАСЗР Павел Сажинов, который специально для ИА «Nord-news» прокомментировал содержание повестки дня.
- Повестка была достаточно обширная, - сказал Павел Александрович. - Основные доклады прозвучали по реализации совместных проектов в области природоохранного партнерства «Северное измерение», в сфере транспорта и логистики. Заслушали и другие сообщения, в том числе - об экономической ситуации в Европе, об инвестиционной деятельности Северного инвестбанка, ХЕЛКОМа - Хельсинкской комиссии, направленной на защиту Балтийского моря от всех источников загрязнения.
В рамках знакомства с опытом энергосбережения участники встречи посетили теплоцентраль компании «Катри Вала». Это действительно интересное предприятие, где можно поучиться хозяйственникам, энергетикам из любого государства. Оно представляет собой подземное сооружение, включающее тепловые и охлаждающие сети с длиной труб - более 1200 км. Под землей, в тоннелях осуществляется очистка сточных вод Хельсинки, которые затем подогревают и используют на нужды отопления. Параллельно с этим вырабатывается и холод для профильных предприятий. И этим огромным сооружением управляют всего два специалиста. Там нет затрат на постоянные вскапывания и перекапывания земли. Трубы находятся на виду, в помещении чистенько, все сделано на самом высоком уровне.
- Вы не спрашивали, насколько это дорого?
- Вопрос такой задавался: откуда средства? За счёт высоких тарифов на теплоснабжение? Это подпитка из Хельсинского городского бюджета? Как выяснилось, первоначально теплоцентраль работала с убытком, но постепенно минус перешёл в плюс. Финны экономили на обслуживании сетей, использовании энергосберегающих технологий. Сейчас предприятие работает устойчиво, с небольшой прибылью.
- Как давно функционирует эта система?
- Её начали создавать 40 лет назад. Работы проведены большие, но все новшества внедрялись постепенно. Использовано современное оборудование производства разных стран. Мы задавали вопрос, какова стоимость электроэнергии, которая используется для подогрева, для работы оборудования? Оказалось, что стоимость киловатт/часа электроэнергии равняется в переводе на российскую валюту - 4 рубля 40 копеек. Учитывая, что сегодня средняя заработная плата в Финляндии составляет около 3 тысяч 400 евро или 150 тысяч рублей, нетрудно подсчитать, что затраты для конкретного потребителя получаются меньше, чем в России. У нас, казалось бы, стоимость киловатт/часа электроэнергии значительно ниже, но при скромных среднероссийских зарплатах получается довольно ощутимо для кошелька. Надо ещё учитывать, что финны закупают электроэнергию, которой им не хватает, в том числе и в нашей стране. Буквально на днях теплоцентраль компании «Катри Вала» посетила делегация из Санкт-Петербурга, которая изучала финский опыт. Опыт действительно серьезный, с учётом тяжелых грунтов, скальных пород, с которыми пришлось бороться, уводя предприятие глубоко под землю. Зато сейчас расходы на эксплуатацию минимальные.
Возвращаясь к тематике круглого стола, как я уже сказал, мы заслушали доклады различных специалистов, в которых затрагивались вопросы реализации проектов в разных регионах Северо-Запада России, в том числе и в Мурманской области. Я поехал в Хельсинки, прежде всего, для того, чтобы побольше узнать о проектах, которые волнуют северян. В области природоохраны у нас ведутся переговоры с европейскими партнерами по реализации проекта модернизации системы водоснабжения и водоотведения в городе Мурманске. Проект оценивается в несколько сот миллионов рублей. Уже состоялось несколько встреч с представителями европейских структур, которые будут участвовать в финансировании этого проекта, или они уже внесли предложения по предстоящему финансированию. Сейчас ведётся анализ на «Мурманскводоканале» с участием представителей региональной власти. Изучаются предложения по финансированию. Не всё так просто, европейцы просто так денег не дают, а предоставляют кредиты под солидные проценты. Я задал вопрос, насколько реально осуществление этого проекта? Было заявлено, что мы близки к тому, чтобы подписать соглашение по его реализации. Наши коллеги из «Мурманскводоканала» подтверждают, что подписание соглашения возможно.
- Скажите, Павел Александрович, это тот же самый проект, который «тянул» 2 года назад экс-губернатор Дмитрий Дмитриенко?
- Да, речь идёт о том же самом проекте. Сейчас оговариваются условия инвестирования, надо дать гарантии на возврат тех средств, которые будут предоставляться в кредит Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Северным инвестиционным банком. Мурманская область должна выступить в качестве гаранта или помочь найти другого поручителя для реализации этого проекта.
- Губернатор Марина Васильевна Ковтун говорила, что сейчас занята «перетряхиванием» имеющихся проектов с целью вычленения реальных, которые можно реализовать, и пустых и помпезных, исполнить которые не получится при любом раскладе. Она, скорее всего, еще не дошла до проекта модернизации системы водоснабжения и водоотведения. Все равно придётся переждать некоторое время, пока глава региона не завершит эту работу. И только потом можно будет надеяться на какие-то гарантии со стороны регионального правительства?
- Когда я задавал этот вопрос, то опирался на имеющиеся у меня документы, взятые в профильном региональном ведомстве - Министерстве энергетики и ЖКХ. Естественно, что министерство не просто так предоставляет эту информацию, а, видимо, имеет какие-то основания для того, чтобы сказать: работа продолжается. Министерство энергетики и ЖКХ поддерживает данный проект. Свободных денег сейчас ни у кого нет, поэтому если есть какие-то конкретные предложения, то это вопрос торга, по-русски сказать. Я предлагаю проект по такой-то цене, а ты готов работать по другой. Это предмет взаимодействия двух структур - инвестора и заказчика. Мне представитель НЕФКО (Северная экологическая финансовая корпорация. - Авт.) подтвердил, что реализация этого проекта вполне реальна.
Ещё один вопрос я задавал из сферы транспорта и логистики - после соответствующего доклада. Задал его специально, ведь когда идёт разговор о развитии транспортной сети России, то имеются в виду только грузоперевозки. Говорят о развитии грузового транспорта. Северный морской путь, Транссибирская магистраль, продолжение её на Северо-Запад и Скандинавские страны. А почему обходят стороной вопрос, связанный с развитием пассажирского транспорта? Для людей, которые будут финансировать эти проекты из бюджета, очень важно, чтобы и они имели возможность посещать соседние страны, и передвигаться хочется быстро, выгодно и удобно. Комфортное перемещение - очень важный на сегодня вопрос. В ответ мне было заявлено, что развитие грузовых перевозок даёт толчок к развитию пассажирских перевозок. Но далеко не везде это так. Я сомневаюсь, что пассажиры будут перемещаться по Северному морскому пути в Китай. Или по Транссибирской магистрали на поездах будут ездить пассажиры. Скорее всего, мы должны говорить о развитии современных, быстрых видов пассажирского транспорта - авиасообщением или автомобильным сообщением. По этому поводу я выступил и привёл следующие примеры. В Мурманской области очень востребовано на данный момент развитие авиасообщения между северными странами. Простой пример: за 3 года автомобильное перемещение через границу с Норвегией (КПП «Борисоглебск». - Авт.) увеличилось почти в 2 раза, со 110 тысяч человек в 2009 году - до 199 тысяч в 2011 году. Через границу с Финляндией перемещение через границу (КПП «Салла». - Авт.) увеличилось больше, чем в полтора раза, с 92 тысяч человек в 2009 году - до 165 тысяч человек в 2011 году. Население бросает нам вызов, говорит: нас стало больше ездить за рубеж, мы стали чаще общаться друг с другом. Значит, надо развивать возможности пассажирского сообщения. По линии авиа у нас, к сожалению, действует лишь одна линия: Архангельск-Мурманск-Тромсе. Ежегодно совершается где-то 130 рейсов, перевозится самолетами по 5,5 тысячи пассажиров. Но этого уже недостаточно. Что же касается авиасообщения с Финляндией, то оно отсутствует вообще. В свое время действовала линия Архангельск-Мурманск-Рованиеми-Лулео, то есть она соединяла сразу 2 северные российские области, финскую Лапландию и Швецию. Но затем всё это прикрыли, хотя востребованность маршрута осталась. Это касается быстрого перемещения, прежде всего, деловых людей. Но сие, оказывается, невозможно, и представители бизнеса вынуждены трястись по 10 часов в автомобиле, автобусе, чтобы добраться до места назначения. Теряют время и возможность решать оперативные вопросы быстро. Я говорил о том, что нужно искать возможности восстановления авиасообщения. Оно будет востребовано не только в северных областях России, но и в северных провинциях Скандинавских стран. Меня в этом вопросе поддержал представитель парламента Норвегии, бывший министр финансов господин Фос. В прошлом году летал в течение 6 месяцев самолет компании «Нордавиа» из Мурманска в Хельсинки. Но в связи с реконструкцией взлетно-посадочной полосы аэропорта «Мурманск» время, выделенное авиакомпании, оказалось неудобным для полета пассажиров, и в связи с этим полеты прекратились. Плюс к этому я обозначил проблему достройки дороги на «Саллу». В свое время мы начали строить эту дорогу за счёт средств бюджета Мурманской области. Контрольно-пропускной пункт строился финской стороной за счёт средств ТАСИС (программа, разработанная Европейским Союзом для стран СНГ. - Авт.). Средства были вложены большие. Однако дорога до конца не достроена, асфальтовое покрытие положено не везде, нужны мостовые переходы. По этой дороге тоже есть наша заявка по программе «Коларктик» (программа приграничного сотрудничества. - Авт.). Имеется положительное решение Евросоюза о выделении на строительство дороги 2 млн евро, планируется до конца июня заключить соответствующий договор. Но 2 млн евро (80 млн рублей) - это копейки, учитывая масштабы строительства и стоимость дорожного полотна. Требуется не меньше 1,5 млрд рублей. Я обозначил и эту тему. В итоговый протокол это вошло, но какого-то решения не принято, да оно и не может быть принято парламентариями. Это вопрос тех, кто распоряжается средствами фондов, касающихся партнерства по линии развития транспорта и логистики. Понимаю, что далеко не завтра и послезавтра это найдет отклик. Но я исхожу из того, что если мы общаемся с коллегами из соседних стран, то должны обозначать волнующие проблемы. А если мы их обозначаем, то значит, уже делаем первые шаги на пути их решения. Мы же не на междусобойчик собрались чаю попить. Я считаю, что основную свою задачу наша парламентская делегация выполнила.