Не так давно, мне довелось участвовать в необычном и от этого не менее интересном мероприятии, которое было обозначено как тренинг «Government relations» или попросту «Отношения с органами государственной власти». Сразу оговорюсь, что я не являюсь большим любителем различных тренингов и мастер-классов, из-за того, что сегодня большая часть подобных обучающих мероприятий носит скорее развлекательный характер и призвана тешить самолюбие участников идеей о своем самосовершенствовании. Тем не менее, на обозначенный тренинг я пошел, по той простой причине, что вел его практик которого застать за проведением таких мероприятий весьма сложно.
Тема GR мне интересна уже многие годы, и я периодически следил за развитием этого направления в России. Где-нибудь в США практически любая серьезная компания обращается к услугам лоббистов и это вполне обыденное дело. В российской же действительности продвигать свои интересы в органах государственной власти способна далеко не каждая даже крупная компания, более того лоббизм в нашей стране часто рассматривается как нечто близкое к коррупции и, следовательно, уголовно наказуемое. Всему виной не только отсутствие какой бы то ни было внятной правовой базы для этого явления, но и абсолютное неумение и часто нежелание бизнеса общаться с государством. Впрочем, справедлив и обратный тезис.
Бизнес и государство полагают, что существуют в параллельных реальностях и что встреча этих реальностей хотя и вероятна, но крайне нежелательна. Государство в отношении бизнеса вначале принимает крайне неоднозначные законы, а потом начинает их исполнять с таким рвением, что невольно задаешься вопросом, знают ли эти законодатели и исполнители, кто наполняет бюджет деньгами? И все это происходит под знаменем либерализации экономических процессов. У нас вообще так часто случается, что лозунг на знамени противоположен намерениям тех, кто это самое знамя несет.
Бизнес же все больше начинает походить на ящерицу под летним солнцем, которая пытается забиться в глубокую расщелину в камнях, дабы ее никто не заметил. Когда же эту ящерицу начинают тянуть из ее укрытия, в первый раз часто она отбрасывает хвост, заплатив все возможные штрафы и не желая связываться с тем, кто ее потревожил. В дальнейшем, когда «хвосты» уже закончились, ящерица бизнеса начинает дико огрызаться, предчувствуя свою погибель, либо же покорно принимает свою судьбу, ожидая развязки. И это весьма стандартное поведение для нас. От этого и погоня за быстрой прибылью, потому что каждый предполагает, что рано или поздно наступит момент, когда и его укрытие обнаружат и нужно быть готовым начать все с чистого листа.
И государство, и бизнес видят, что нужно что-то менять, но сделать первый шаг никто не решается. Государство потому, что нет оформленного запроса снизу, бизнес же попросту редко интересуется отложенной выгодой. Даже объединения предпринимателей действуют крайне ситуативно, вяло реагируя на новые раздражители. Хотя именно им и следует создать реальный институт лоббизма, который планомерно вел бы работу с государством.
Нас не интересует политика до тех самых пор, пока она не затронет наш бизнес или не постучится в нашу дверь. Политику не интересует бизнес, до тех пор, пока она не обнаружит, что без денег бизнеса ей суждено остаться пустыми словами на цветастых листовках. Два этих начала на самом деле тесно связаны и вовсе не являются противоположностями. И в офисах бизнес центров, и в кабинетах правительства сидят простые люди, которые могут найти общий язык. Главное - попытаться сделать первый шаг.
Максим Горнаев
юрист, эксперт «Pro bono»
Рисунок Алены Галишниковой
Судебный иск как инструмент пиара
Супружеская измена как субъективное право
Мы не халявщики, мы - партнеры
Меха и чипы. Не пресные отношения