А ты ходил на праймериз? Сколько раз в минувший вторник задавали мне этот вопрос, и не сосчитать. И всякий раз я говорил, что в воскресенье, 22 мая, меня не было в Мурманске, но если бы я был в этот день дома, то обязательно бы пошел. И по многим причинам. Во-первых, посмотреть, как за два года «Единая Россия» преуспела в организации предварительных выборов. Во-вторых, посмотреть, как организован сам процесс голосования. В-третьих, почитать биографии новичков, ведь одной из задач, которую ставила перед собой партия власти, было обновить состав областной Думы. В-четвертых...
В моем детстве не было ни компьютеров, ни интернета, ни мобильных телефонов. Игры, развлечения были у нас другие. Мы играли в десять палочек, в попа, в ножички и даже в дочки-матери. Помню, как с двоюродной сестрой мы, шестилетние карапузы, старательно изображали семейную пару, крепкую и дружную ячейку социалистического общества. «Муж» трудится с утра до позднего вечера, созидая, «жена» тем временем ведет домашнее хозяйство, готовит, стирает, убирает, воспитывает детей, роль которых с успехом играли куклы. И нас эта почти всамделишная жизнь вполне устраивала. Ведь если что-то не получалось или начинало происходить не так, то можно было остановиться и переиграть неудавшуюся сцену.
Смело ставлю знак равенства между игрой в дочки-матери и праймериз. Ниже попытаюсь привести свои доказательства в пользу такого, казалось бы, нелепого сравнения. А выводы каждый сделает сам. Итак, начинаю.
Дочки-матери - ненастоящая, придуманная псевдосемья. Праймериз - недовыборы, как-бы-выборы, псевдовыборы. То есть, вроде бы все и по-серьезному: кандидаты, агитация, списки, урны, бюллетени - все очень похоже на настоящее. Но все же игра. Помните самое выдающееся изобретение гениального слесаря Виктора Михайловича Полесова в «Двенадцати стульях» у Ильфа и Петрова? Это был мотоцикл. Он был очень похож на настоящий, но не работал.
Похожесть праймериз на настоящие выборы меня даже немного напугала. Судите сами. Выборы состоялись при явке в целом по области более 14%. При этом результаты выборов на трех участках в Мурманске были признаны недействительными. Был черный «пиар». Сам видел листовку, призывающую голосовать за одного из представителей партии власти на том основании, что основной своей задачей он видит снижение цены на бензин до одного рубля за литр. На некоторых участках после обеда закончились бюллетени. Видимо, организаторы не ожидали такой политической активности населения и решили сэкономить. Похвальное стремление, тем более что в целом по стране эта «предвариловка» стоила чуть ли не 700 миллионов рублей. И действительно, явка в нашей области - одна из самых высоких по стране и самая высокая на Северо-Западе.
В Москве, например, явка составила 6,44%. Эта, казалось бы, невеликая цифирь, вызвала почти восторг у тамошних устроителей. Они после праймериз двухгодичной давности (были выборы в Мосгордуму) с явкой в 4,5% сейчас рассчитывали на 5, втайне надеялись на 5,5, а получили 6,44%. Можно погордиться собой. И наконец, главный позор предварительного голосования - это попытка вброса бюллетеней в урну до начала голосования.
Теперь перейдем на личности. Выборы в Государственную Думу. Безоговорочная, сверхубедительная победа мэра Мурманска Алексея Веллера. Если дело и дальше пойдет так же, то в сентябре нам придется с Алексеем Борисовичем распрощаться.
Выборы в областную Думу. Шестнадцать одномандатных округов. Среди победителей главы администраций Мурманска, Мончегорска, Североморска: Андрей Сысоев, Дмитрий Староверов, Александр Абрамов; директора АО «Апатит» и Кольской атомной электростанции: Геннадий Чистяков и Василий Омельчук; шесть действующих депутатов областной Думы: Лариса Круглова, Виктор Сайгин, Леонид Лукичев, Борис Пищулин, Владимир Мищенко, Наталья Ведищева; три депутата мурманского Горсовета: Татьяна Кусайко, Михаил Белошеев и Евгений Тарбаев.
По всем раскладам получается, что задачи, поставленные перед партией, выполнены. Хотели обновления депутатского корпуса? Извольте. Всего шестеро из двадцати двух действующих проходят, а списком нынешнего количества не добрать. Хотели новых имен? Они тоже есть. Хотели проверить свой электорат? И тут в «десятку»: активность едва ли не самая высокая по стране. Попробовали даже черный «пиар» и попытались вбросить бюллетени!
Как ни удивительно это прозвучит, но на праймериз не было проигравших. Выиграли все участники. Даже те, кто на своих участках занял последние места. Они ведь не за победой шли - выборы-то игрушечные - а за узнаваемостью. Теперь у них есть время проанализировать результат, и, если он их удовлетворит, то можно рискнуть поучаствовать в сентябре уже в настоящих выборах. Может быть, даже под флагом совсем другой партии.
А еще представьте себе, что будет, если все, кто выиграл 22 мая, выиграют и 18 сентября! Мурманская власть должна будет поменяться кардинально, надо будет выбирать глав в Мончегорске и Североморске, довыбирать мурманский горсовет, назначать новых генеральных директоров на «Апатит» и Кольскую атомную. Эх, и интересная жизнь может наступить!
Впрочем, это я что-то размечтался. Ведь все, что произошло 22 мая, - только репетиция. Все, что произошло 22 мая, - не взаправду. Именно поэтому и лезет в мою голову сравнение праймериз с детской игрой в дочки-матери. Но только в одно полушарие мозга. В другом накрепко засела цитата из Сент-Экзюпери: «В действительности все иначе, чем на самом деле»...
Рисунок Алены Галишниковой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. И НЕ ХОЧУ Я ЗНАТЬ, ЧТО ВРЕМЯ ЛЕЧИТ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СОЧИНЕНИЕ К ДНЮ ПОБЕДЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НЕ ДУМАЛ НЕ ГАДАЛ ОН, НИКАК НЕ ОЖИДАЛ ОН
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. УХОДЯЩАЯ НАТУРА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПРАЙМЕРИЗ. ЗАПИСКИ ШИЗОФРЕНИКА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-5
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ВЫБОРЫ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (второе действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (первое действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-3
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-2
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. БАЛЛАДА О СТАРОМ ПОЛКОВНИКЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Их ответ Чемберлену