Недавно департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России подвел первые итоги реализации Федерального закона РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В свое время этот важный документ принимался для облегчения работы предприятий всех форм собственности.
Меньше проверок, хороших и разных
Специалистами министерства был подготовлен специальный аналитический доклад «О состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации». Целью исследования стало выявление актуальных проблем осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации. В докладе приведены наиболее существенные проблемы правового регулирования в соответствующей сфере.
По итогам работы Минэкономразвития был сформулирован ряд предложений по совершенствованию системы контроля. В том числе в докладе приводятся поручения, которые, по мнению министерства, целесообразно дать профильным федеральным органам власти для выполнения поставленных задач.
Предлагается инициировать законопроекты, уточняющие положения 294-ФЗ, в том числе с учетом предоставления электронных услуг, исключающие из сферы действия закона отдельные сферы, уточняющие нормы по уведомительному порядку открытия бизнеса и тому подобное.
Минюсту России предлагается выявить незаконные региональные и муниципальные акты в сфере государственного и муниципального контроля (надзора), а Минрегиону - проанализировать систему регионального госконтроля (надзора), включая исполнение полномочий РФ, делегированных регионам.
Помимо этого департамент считает необходимым обратиться к Высшему арбитражному суду РФ с предложением «подготовить официальные разъяснения по поводу судебной практики по обозначенным в докладе проблемным вопросам и довести ее до нижестоящих судов».
Правительству РФ предлагается просить Генеральную прокуратуру РФ проверить соблюдение законности действий должностных лиц органов власти, осуществляющих наиболее массовое количество проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, при наделении контрольными полномочиями подведомственных учреждений, а также законности действий должностных лиц подведомственных учреждений при проведении проверок.
Отдельно авторы доклада отметили, что руководители федеральных органов исполнительной власти должны обратить внимание «на недопустимо низкий уровень согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры».
Министр жалуется ВВП
Буквально вслед за опубликованием этого доклада глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина встретилась с премьер-министром Владимиром Путиным и во время обстоятельного разговора пожаловалась, что зачастую проверяющие попросту игнорируют требования законодательства. Вдобавок лишь 3,8% всех проверок бизнеса проходят согласование в Генпрокуратуре. Сами предприниматели, по словам главы Минэкономразвития, говорят, что проверки им стали досаждать меньше, чем несколько лет назад, и просят сократить число разрешений, требуемых для ведения дела.
Больше всего, оказывается, с проверками предпринимателям досаждают МЧС (514 тысяч проверок), Роспотребнадзор (285 тысяч), Ростехнадзор (190 тысяч), ФМС (145 тысяч) и Роструд (143 тысяч проверок). 54% всех проверок приходится на малый бизнес.
По словам министра, дело в том, что из закона были выведены формы контроля, которые не подлежат прокурорскому согласованию. «Это и налоговый контроль, и таможенный, и финансово-бюджетный, и транспортный, и антимонопольный, и трудовой инспекции и т.д. Достаточно большой список изъят», - сетует Набиуллина. Но, кроме того, часть ведомств попросту не соблюдает установленные требования: «То есть не все органы, как обязаны по закону, согласуют свои проверочные действия в прокуратуре».
В связи с этим Минэкономразвития предлагает расширить список контролирующих ведомств, которые обязаны согласовывать планируемые проверки с Генпрокуратурой. Также из-под действия нормы должны быть выведены лишь те органы контроля, которые требуют оперативного вмешательства, например оперативно-разыскная деятельность. Кроме того, Набиуллина предложила создать систему мониторинга нарушений госорганами.
Минэкономразвития готово ослабить административное давление, расширив число видов деятельности, которые требуют уведомительного порядка начала бизнеса.
Прокурорская правда
Не осталась в стороне и Генпрокуратура, опубликовавшая данные, говорящие об уменьшении внеплановых проверок предпринимателей. На взгляд «государева ока», это говорит о более взвешенном подходе контролирующих органов к реализации своих функций и об эффективности принятого законодательства в сфере защиты предпринимательства.
Как отмечает ведомство, в первом полугодии этого года было рассмотрено около 20 тыс. обращений органов контроля всех уровней о согласовании внеплановых проверок субъектов предпринимательства, в то время как во втором полугодии 2009 года их было более 26 тысяч. «Наблюдается тенденция к снижению числа обращений за согласованием внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует о более взвешенном подходе указанных органов к реализации контрольно-надзорных функций и эффективности принятого законодательства в сфере защиты предпринимательства», - считают в Генпрокуратуре, отмечая при этом, что в проведении каждой второй проверки в этом году было отказано по причине отсутствия оснований.
В то же время правоохранители отмечают, что существенную опасность для свободы экономической деятельности по-прежнему представляют нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. Всего в первом полугодии 2010 года таких было выявлено 9,4 тысячи. В целях устранения выявленных нарушений прокурорами принесено около 7,5 тысячи протестов, направлено в суд более 400 заявлений, внесено свыше 2,3 тысячи представлений.
Правда, многие эксперты в пику прокурорам полагают, что существенных изменений делового климата в России не произошло.
Так, например, руководитель практики финансовых расследований компании «ФБК-Право» Александр Сотов считает, что хорошая статистика еще ни о чем не говорит, ведь возбуждение количества дел по налоговым преступлениям может при этом увеличиваться, к тому же не все жалобы на предпринимателей проходят через прокуратуру. Господин Сотов допускает, что снижение обращений может быть связано со снижением рейдерской активности, на которую, в свою очередь, повлиял экономический кризис.
А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что существенных изменений в деловом климате России пока не произошло. «Динамика статистики Генпрокуратуры мало о чем говорит. По моим данным, а я апеллирую к фактам, - наезды на бизнес милиции, прокуратуры, налоговых органов - каких-либо значимых перемен нет, - заявил он «Ъ». - Как бизнесу угрожали, так и угрожают. Как предприниматели уводили свой капитал за границу, так и уводят».
Предпринимательская правда
Экспертов поддерживает и глас народа. По итогам недавно опубликованного ВЦИОМ ежегодного исследования взаимоотношений российского бизнеса и власти, развитию бизнеса все больше препятствует система лицензирования, контроля и надзора. Заказчиком опроса 1,2 тысячи человек стал Российский союз предпринимателей и промышленников (в выборку попали представители малого, среднего и крупного бизнеса из 40 регионов РФ). Российские предприниматели выявили наиболее «препятствующие» им контрольно-надзорные службы.
На первом месте оказались налоговики, сильнее всего мешающие «нормальной работе» (65% опрошенных). Для сравнения, в 2007 году таких было только 43%. Пожарные не дают развиваться половине респондентов. Местные администрации омрачили жизнь в 2009 году 42% бизнесменов, хотя три года назад вызывали недовольство только у 21%. Пятерку самых «препятствующих» органов замыкают Ростехнадзор и Роспотребнадзор, на работу которых жалуются 41% и 40% соответственно. При этом с 2007 года практически вдвое увеличилось число недовольных этими службами. Антимонопольные органы и общество по защите прав потребителей имеют наибольшую лояльность предпринимателей - недовольны их работой только 20% и 22%. Правда, три года назад негативно оценили эти службы вдвое меньше респондентов.
При проверках наиболее остро стоит требование предоставить избыточное по сравнению с законом количество документов. Кроме того, 30% бизнесменов недовольны прямыми или косвенными намеками на необходимость оплаты услуг (в 2008 году таких было вдвое меньше). 29% предпринимателей сетуют на избыточную частоту проверок, а четверть - на их заказной характер. В общем же с 2007 года в два раза (с 26% до 13%) уменьшилось число бизнесменов, незнакомых с трудностями при взаимодействии с властью.
Экспертная правда
Антон Данилов-Данильян, председатель экспертного совета «Деловой России»: «Тот реестр проверок, который проверяющие органы направляют в Генпрокуратуру, идет малому и среднему бизнесу на пользу. Исчезли «любимчики» и «нелюбимчики», которых могли проверять по сто раз. Сейчас провести проверку по надуманным основаниям стало гораздо сложнее.
...В мире гораздо меньше лицензирования и больше саморегулирования. Потребитель гораздо больше надеется на судебные органы и судебную защиту. Суд может сказать: «Отзывайте товар», и такая мера гораздо более эффективна для бизнеса, чем всякие проверяющие».
Владислав Корочкин, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ: «Цели, которые ставились законом, достигнуты, естественно, не без участия руководства страны. Если бы воля федеральной власти изменилась, то ситуация могла быть другой...
Привычка бояться проверяющих органов у предпринимателей осталась, но коррупционная составляющая в этом вопросе значительно уменьшилась. Гораздо больше бизнесу мешают не штрафы, а различные административные барьеры, такие как лицензирование или разрешение».
Судебная правда
В 2009 году наиболее часто российскими арбитражными судами рассматривались дела по заявлениям государственных органов о привлечении к административной ответственности: за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации - 16664 (40,8% дел); за незаконное использование товарного знака - 3571 (8,7%); за нарушение требований по производству, обороту, продаже этилового спирта, алкогольной продукции - 3141 (7,7%); за нарушение законодательства о банкротстве - 3011 (7,4% дел).
Местная правда
Инна Иванова, и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской области: «Если некоторые работодатели полагают, что новый закон вообще оградит их от проверок по нашей линии, то они заблуждаются».
Владимир Мазур, президент ООО «Агрохолдинг «Мурманский»: «В прошлом году мое предприятие выдержало около 70 различных проверок. На сегодняшнем этапе мы в растерянности. Нужны внятные правила игры».