2 сентября с.г. в интернет-портале «BarentsObserver» появилась редакционная статья Т. Нильсена «Будущее Арктики - уже перед нами». Комментируя проход крупнотоннажного танкера «Балтика» из Мурманска в Китай по трассе Северного морского пути, он пишет: «В этом году коммерческие пароходства доказали, что Северный морской путь - это не мечта из будущего. Это уже реальность, которая может активно развиваться. Будущее Арктики уже наступило. У прибрежных арктических государств, в особенности Норвегии и России, просто нет времени затягивать с экстренно необходимыми системами обеспечения безопасности, объединёнными аварийно-спасательными группами и системами экологического мониторинга. «BarentsObserver» может только приветствовать сотрудничество между международными, российскими корабельными компаниями и российскими властями».
Эта патетика публициста отражает норвежские надежды на развитие тех успехов, которых смогла добиться маленькая Норвегия в Арктике за счет соседства с Россией. А здесь можно назвать расширение норвежских сухопутных пространств на Скандинавском полуострове, начиная со средних веков, за счет так называемого общего района, правами на который располагали Новгородская Русь и Московское государство; приобретение в 1826 г. остатков этого района уже между Скандинавским и Кольским полуостровами, в результате по сути дела, дачи взятки руководителю российской части комиссии по разграничению В. Галямину Шведско-норвежской унией; и признание советским правительством ограниченного суверенитета Норвегии над Шпицбергеном без должной юридической проработки Парижского договора 1920 г. об этом архипелаге и прилагаемого к нему горного устава, которые до сих не имеют квалифицированного перевода на русский язык (см. цикл публикаций на нашем портале «Шпицберген - головоломка, созданная историей»).
Камнем преткновения в нынешнем разграничении в Баренцевом море являются параметры международно-правового положения зоны действия договора о Шпицбергене. Если право Норвегии установить юрисдикцию за пределами сухопутных пространств архипелага, над которыми по условиям Шпицбергенского трактата страны-участницы признали суверенитет этого государства, не вызывает вопросов, то пространственные пределы, до которых может быть установлена эта юрисдикция, а еще больше режим этих пространств - остаются спорными в отношениях не только между Норвегией и Россией, но и между норвежским государством и целым рядом других стран-участниц Парижского договора 1920 г.
Для решения вопроса о границах зоны действия договора о Шпицбергене в выгодном ей ключе Норвегия произвела в своем национальном законодательстве подмену терминологии этого договора терминологией современного международного морского права (так, термин «территориальные воды», имеющий строго определенный положениями Парижского договора 1920 г. смысл, был заменен термином «территориальное море», который по современному морскому праву имеет совершенно другой смысл и который был необходим норвежцам для отсчета границ экономической зоны и шельфовых пространств вокруг архипелага в соответствии с нормами того же права), заключила договор с Данией о разграничении между Шпицбергеном и Гренландией, получила одобрение геологов Комиссии ООН по границам континентального шельфа на установление внешних границ своих шельфовых пространств в Северном Ледовитом океане и решает вопрос о разграничении с Россией.
Нынешняя позиция нашего государства о пространственных пределах действия договора о Шпицбергене и режиме в зоне его действия изложена в ноте МИД СССР от 14 июня 1988 года (см. текст ноты в работе А.Н. Вылегжанина и В.К. Зиланова «Шпицберген: правовой режим прилегающих морских районов»), где в качестве пределов действия Шпицбергенского трактата указаны координаты так называемого шпицбергенского квадрата, ограниченного 10° и 35° восточной долготы и 74° и 81° северной широты, то есть те пространства, в пределах которых страны-участницы Парижского договора 1920 г. признали суверенитет Норвегии над расположенной в них сушей. Согласно положениям названного договора в шпицбергенский квадрат имеют право равного доступа физические и юридические лица, участвующих в нем государств, а Норвегия в силу своих обязательств по тому же договору обязана установить здесь весьма невысокий уровень налогов и сборов, взимание которых имеет целью их использование исключительно на нужды архипелага.
В 1985 г. норвежское правительство законом о нефтегазовой деятельности четко и однозначно установило нормы законодательства континентальной части страны в шельфовых пространствах вокруг архипелага. Отсутствие советской реакции на этот акт (см. вышеупомянутую ноту) свидетельствовало о непонимании в СССР реальных правовых условий в данном районе Арктики. Если эти реалии не будут учтены и в планируемом соглашении о разграничении Баренцева моря, то у Норвегии окажутся развязанными руки не только в вопросе укрепления суверенных прав в морских и шельфовых пространствах вокруг архипелага за счет установления там выгодного ей режима, но и создания на самом Шпицбергене плацдарма для дальнейшего продвижения норвежских интересов в пространства, подпадающие под российскую юрисдикцию.
Северный морской путь может стать альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки по южному маршруту. Кроме того, СМП интересен как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России в Азию. Однако проход по нему осложняется небольшими глубинами проливов Вилькицкого, Санникова и др. Этим объясняется участие гидрографических судов в недавно завершившейся проводке российскими ледоколами крупнотоннажного танкера «Балтика» из Мурманска в Китай. Дальнейшее развитие СМП во многом будет зависеть от состояния ледового покрова морской Арктики. И если его нынешнее сокращение имеет временный характер, то для дальнейшего эффективного развития СМП и особенно осуществления рейсов через Центральную Арктику, потребуется строительство новых мощнейших ледоколов и судов крупного тоннажа, способных осуществлять круглогодичную навигацию в полярных условиях.
Лофотенские острова и Шпицберген находятся на кратчайшей линии, соединяющей по морю Европу с Азией и западным побережьем Америки. В случае, если продолжится сокращение ледового покрова морской Арктики и реализуются планы ЕС по созданию на этих архипелагах гигантского контейнерного перевалочного терминала для дальнейший отправки грузов через Северный Ледовитый океан, нынешние успешные ледокольно-гидрографические проводки «Балтики» и «Нордик Баренц» из Баренцева моря в Китай станет, по сути дела, всего лишь демонстрацией возможностей Норвегии по развитию этого транспортного пути. За Россией останется его сырьевая составляющая - транспортировка углеводородов из российской части Западно-Арктической нефтегазовой шельфовой провинции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Отсутствие в соглашении о разграничении положений, учитывающих правовые реалии договора о Шпицбергене и норвежского национального законодательства, значительно затруднит возможность строительства российского порта на архипелаге в удобном для наших судоходных компаний месте, а также сократит доходы наших государственных нефтегазовых компаний, имеющих законодательно разрешенный доступ к российским шельфовым месторождениям, при обнаружении нефтегазовых залежей на стыке российского шельфа в Баренцевом море и шельфовых пространств вокруг Шпицбергена.
Согласно положениям Парижского договора 1920 г. они имеют право доступа туда наравне с норвежскими компаниями и должны платить при этом на нужды Шпицбергена налоги, составляющие менее 1% от стоимости добытых углеводородов. При должном учете правовых реалий договора о Шпицбергене в планируемом соглашении российские компании, в случае прохождения разграничительной линии через обнаруженные ими, например, в российской части Баренцева моря и продолжающиеся в зоне договора о Шпицбергене месторождения имеют право работать там на основании местного законодательства и платить часть налогов соответственно российскому государству и часть (в гораздо меньшем размере) на нужды архипелага. В случае, если эти реалии не будут учтены, им придется делить соответствующее месторождение с норвежцами.
При ныне действующем норвежском нефтегазовом законодательстве, российские компании, работающие на Шпицбергене, при выходе месторождения, начинающегося в пределах территории архипелага, за границы его территориальных вод должны в нарушение положений договора о Шпицбергене работать в пространствах вокруг архипелага на основании норм нефтегазового законодательства континентальной Норвегии, но не местных законов и постановлений, выплачивая при этом в казну норвежского государства 78% доходов, получаемых за добычу углеводородов за пределами территориальных вод.
В открытом письме президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву от 10 сентября с.г. рыбаки, ученые, специалисты Северного и Западного рыбопромысловых бассейнов написали: «Мы считаем, что в договоре о разграничении в полной мере должен быть сохранен исторически сложившийся режим рыболовства для нашего рыболовного флота в районе Договора о Шпицбергене 1920 года (74° - 81° северной широты и 10° - 35° восточной долготы), также как и установлен переходный период для смежного участка рыболовства, который отходит к той или другой стороне, при безусловном учете на этой акватории западной границы полярных владений России от 1926 года.
Игнорирование этих важнейших положений и интересов отечественного рыболовства в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане при разграничении морских пространств повлечет как потери в размере не менее 50-60% вылова, так и вызовет значительные социально-экономические потрясения прибрежного населения этого района России».