В сентябре в Мурманске состоялось достаточно рядовое событие - первое после летних каникул заседание областной думы. Пожав друг другу руки после недолгой летней разлуки, депутаты, представляющие разные думские фракции, вновь, как и в начале лета, столкнулись лбами, обсуждая сложные вопросы повестки дня. Их число превышало три десятка, и за пару часов до полуночи было решено разойтись, отложив обсуждение зависших в пучине страстей законопроектов до лучших времен. Скорее всего, предполагают депутаты, нерассмотренные в сентябре вопросы будут включены в октябрьскую повестку дня заседания думы.
О том, какие законопроекты вызвали наибольшие споры в процессе обсуждения, о подготовке к предстоящим осенним выборам в муниципальных образованиях Мурманской области и о многом другом - наш сегодняшний разговор с председателем совета регионального отделения политической партии «Справедливая Россия», лидером думской фракции справедливороссов Александром Макаревичем.
- Александр Геннадьевич, судя по материалам, появляющимся в прессе, в регионе стремительно набирает обороты предвыборная кампания. Партия «Справедливая Россия» будет выдвигать своих кандидатов на выборы в советы депутатов муниципальных образований области, где они будут переизбираться?
- Наша партия участвует во всех муниципальных выборах, причем коэффициент участия прогрессирует. На весенних выборах мы существенно расширили свое представительство в органах местного самоуправления. Сейчас участвуем в избирательной кампании по выборам в советы депутатов Колы и Кировска. У «СР», с точки зрения представленных сфер занятости, интересные, разнонаправленные команды. Кандидаты работают в бюджетных организациях, малом и среднем бизнесе, на крупном градообразующем предприятии. Надеемся, что результаты выборов окажутся для нас удовлетворительными.
- В Мурманскую областную думу, где после ухода Татьяны Цимбалюк образовалось одно вакантное место, своего кандидата не предлагаете? Или с такой масштабной фигурой, как генеральный директор ФГУП «Атомфлот», конкурировать сложно?
- Для Вячеслава Владимировича Рукши участие в избирательной кампании сопоставимо с прогулкой по Невскому проспекту. У него на сегодняшний день нет ярких конкурентов, и произошло это потому, что наше избирательное законодательство имеет очень много анахронизмов. Один из них - норма закона о том, что если кандидат не выдвигается парламентской партией, то должен заниматься сбором подписей. Мы не смогли принять решение о выдвижении нашего кандидата через партийную процедуру, и Сергей Дмитриевич Варламов, депутат совета депутатов Североморска, собирал подписи. В представленных им подписных листах, несмотря на то что 680 подписей были признаны теризбиркомом достоверными, имелись определенные формальные нарушения. В итоге наш кандидат регистрацию не прошел. В его лице Рукша имел бы серьезного конкурента.
- Справедливороссов, в том числе и на федеральном уровне, нередко обвиняют в пристрастии к популистским заявлениям и в оторванности от реальных дел. Вы считаете, в последнее время «СР» действительно теряет очки в сравнении с другими парламентскими партиями?
- Основной критерий оценки - участие в муниципальных выборах. Как раз здесь (я говорю о Мурманской области) мы набираем обороты. А у «Единой России» налицо другая тенденция - она теряет позиции, причем необратимо. В регионе есть муниципальные образования, где председатели советов и главы муниципалитетов - представители партии «Справедливая Россия». В совете депутатов Ревды вообще нет единороссов, он монопартиен («СР») плюс два независимых депутата. Глава муниципального образования Ловозеро - сторонник нашей партии, который избирался под знаменами «СР», и серьезно представлена наша фракция в совете депутатов этого села. Председатель совета депутатов городского поселения Печенга - тоже справедливоросс. Если бы партия власти вела честную избирательную кампанию, не занималась бы (не побоюсь этого слова) какими-то подленькими вещичками, не ударяла бы в спину из-за угла - наши результаты были бы лучше.
- Можете привести примеры, подтверждающие ваши слова?
- Да, и совсем свежие. На участника кандидатского списка от «Справедливой России» в совет депутатов Колы было оказано давление правящей партией с использованием административного ресурса. Кандидату прозрачно намекалось, что если он станет участвовать в выборах, то будет иметь серьезные проблемы по месту работы. Другому кандидату от «СР» говорилось то же самое плюс обещание проблем при решении жилищного вопроса. Плохо, что участие в этом принимает региональная исполнительная власть, чего она делать категорически не должна. В частности, Илья Лепихов, возглавляющий управление по взаимодействию с муниципальными образованиями в аппарате правительства, напрямую вмешивается в избирательный процесс. Расписывает «разнарядки» районным начальникам, чтобы активизировать их негативное участие в избирательном процессе в виде проработки в нужном направлении своих подчиненных. Бюджетник, стоящий в списке той или иной оппозиционной партии кандидатом в совет депутатов, становится при этом очень уязвимым. И все эти вещи происходят у нас, в Мурманской области. Так может вести себя только та партия и та власть, которые сомневаются в результате выборов.
- На заседании областной думы 23 сентября в состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации Мурманска с трудом, но все же прошли четверо. Это два представителя от регионального парламента - председатель Евгений Никора и его заместитель Лариса Александрова, оба - единороссы. И два представителя от правительства Мурманской области - уже упомянутый вами Илья Лепихов и Леонид Мостовой, руководитель регионального комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи. Почему в состав этой комиссии от думы вошли только единороссы?
- Никогда еще не было прецедента, чтобы в составе конкурсной комиссии по замещению вакантных должностей глав муниципальных образований, где действует вторая модель управления (у муниципалитета две «головы»: председатель совета депутатов - глава муниципалитета и глава администрации - нанятый в результате конкурса сити-менеджер. - Авт.), были представлены члены оппозиционных партий. Партия власти считает, что это исключительно ее прерогатива.
- Может, мало еще вторых моделей управления в Мурманской области? Единороссы еще учатся, всеми силами пытаясь попасть в состав конкурсных комиссий?
- Наоборот, вторых моделей очень много. В Кировске, в Кандалакшском районе и Кандалакше, в Терском районе, Ревде, Ловозере, Мончегорске. В спешке, с нарушением многих процедур, с формальным проведением общественных слушаний, но все же советом депутатов было принято решение о введении второй модели управления в Печенгском районе. Вторая модель действует в Никеле, Заполярном, Корзуново, Кольском районе и Коле. Уже почти не остается муниципальных образований, где бы главы избирались всенародно. Вторая модель - в Мурманске, во всех ЗАТО. Последним оплотом оставался до сей поры Североморск, но и во флотской столице фактически принято решение об отмене всенародного избрания главы муниципального образования. Процедура ликвидации избрания мэров путем всенародного голосования запущена. «Справедливая Россия» выступает за развитие демократии. Мы считаем, что нужно закрепить законодательно право граждан избирать глав муниципалитетов всенародно. Это не просто тенденция перехода на вторую модель, а осознанная линия, которую проводит «Единая Россия».
- Эту модель вроде бы рекомендует федеральный закон о местном самоуправлении?
- Нет, он не рекомендует, а предусматривает три модели управления, одна из которых - вторая - нам в Мурманской области навязывается правящей партией. Вторую модель хотели ввести в Апатитах. Просто неприличная борьба прошла на площадке заполярной столицы, когда депутаты приняли решение, лишившее мурманчан права всенародного избрания мэра. Это не тенденция, а политическая линия, направленная на свертывание демократии.
- В этом году думские фракции много яростнее, чем раньше, вступают в бой между собой и с основным оппонентом - партией власти. Почему буквально все воспринимается в штыки, ведь предварительно каждый вопрос повестки дня обсуждается в комитетах?
- Нынешний состав областной думы лишен культуры политического компромисса напрочь. Наличие думской фракции «ЕР» является причиной того, что мы не слышим друг друга. Фракция «ЕР», состоящая из 20 депутатов, позволяет не утруждать себя диалогами с оппозицией. Если бы диалоги были, многих острых моментов можно было бы избежать. Губернатор Дмитрий Дмитриенко утверждает, что он взаимодействует со всеми фракциями регионального парламента. Но системно он работает только с фракцией «ЕР». С ней глава региона встречался и накануне первого осеннего заседания областной думы, но не удосужился встретиться с другими фракциями.
- «Единая Россия» - это партия власти. И, наверное, логично, что власть в первую очередь встречается со своей партией?
- Подобные встречи навевают мне ассоциации, связанные с модой или какими-то ритуальными вещами. Президент страны и премьер, например, регулярно встречаются с политическими фракциями Госдумы. А вот экс-губернатор Евдокимов (за все время моей работы в 4-м созыве областной думы) с фракцией «СР» не встретился ни разу. Юрий Алексеевич говорил примерно следующее: «Скоро выборы в Госдуму. Давайте, не будем расшатывать ситуацию в регионе. Все равно какой-то процент голосов вы получите, но результат должен быть один: ошеломляющий успех на выборах партии единороссов». Если и нынешняя региональная власть будет придерживаться такой позиции, то мы никогда не придем к взаимопониманию. Дмитрий Дмитриенко поначалу стал со всеми фракциями встречаться. Потом то ли устал, то ли надоело ритуально участвовать в этом процессе, но факт, что такие встречи стали проводиться все реже. Вот если бы губернатор встретился со справедливороссами накануне осеннего заседания областной думы, то мы бы ему сказали, что нельзя сегодня принимать законопроект о внесении изменений в закон о бюджетном процессе в Мурманской области (о реформировании системы здравоохранения . - Авт.). Принимая его в первом чтении, мы оказываемся в глупой, нелепой ситуации. Ссылаясь на будущие изменения федерального законодательства, объясняя необходимость этих изменений, региональное правительство говорит, что часть полномочий в сфере здравоохранения перейдет от муниципалитетов на уровень региона. То есть регион начнет отнимать от муниципалитетов налоги. При этом программа модернизации системы здравоохранения (я бы назвал ее программой оптимизации) не была представлена областной думе. Она предметно не обсуждалась в виде сверстанного документа даже профессиональным сообществом. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Если бы был ФЗ, мы бы ясно представляли, чем должна будет заниматься Мурманская область, что останется у муниципалитетов, как будет выглядеть первичная медицинская помощь.
- На заседании регионального правительства, которое прошло на следующий день после заседания областной думы, первый заместитель министра финансов Татьяна Кирилова объяснила министру здравоохранения Аркадию Рубину, почему региональный документ надо принимать немедленно. Мол, федеральный закон может выйти 31 декабря 2010 года с указанием начала его действия 1 января 2011 года. Тогда внести изменения в бюджет 2011 года будет нельзя - не позволяет бюджетное законодательство.
- Изменений в бюджетный документ можно вносить сколько угодно. Сколько раз мы изменяли бюджет-2009? Десять! На последнем заседании думы справедливороссы сказали, что принимать закон о бюджетном процессе нельзя, и мы будем стоять на своем. Огромное количество времени ушло на обсуждение положения в Териберке. Почему, если депутаты видят, что проблемы в этом поселке не решены, и хотят их обсудить детально, вынося вопрос отдельно, этого сделать нельзя? Почему бы региональному правительству не принять меры по нормализации ситуации в этом поселке? Там же наши люди живут! Нельзя, субъективно относясь к Яранцеву, главе этого муниципального образования, отмахиваться от всех жителей Териберки и от депутатов, как от назойливых мух. И все равно нам удалось на этом заседании принять конкретное постановление по оздоровлению ситуации в этом поселке. А что было представлено единороссами в виде проекта решения, вы видели? «Принять информацию министра энергетики и ЖКХ Геннадия Микичуры по подготовке муниципальных образований региона к зиме к сведению». Коммуниста Яранцева в Териберке линчуют по полной программе, а представителю единороссов, главе другого муниципального образования - сельского поселения Корзуново, все сходит с рук, хотя там подготовка к зиме велась плохо. Я даже не уверен, есть ли там сегодня тепло в домах. По углю ситуация непонятная, по работе компании, занимающейся подготовкой жилфонда Корзуново к зиме, - тоже масса вопросов. Говорили, что 2,5 тысячи тонн топлива нужно для работы села в зимний период, а по оценке специалистов министерства энергетики и ЖКХ региона, достаточно 670 тонн. Депутаты фракции «СР» четыре раза были в Печенгском районе и в поселке Корзуново - там заверяли, что к 20 сентября ситуация с отоплением будет нормализована. Однако этого не случилось. Почему к главе Корзуново региональная власть не принимает никаких репрессивных мер?
Второй момент. Если бы мы встретились с губернатором до заседания думы, то, наверное, так долго не обсуждали бы ситуацию в аграрном секторе. Во время беседы с ним перед летними каникулами, когда Дмитриенко встречался с думскими фракциями, я говорил, что нельзя во время марша менять правила маршировки. Нельзя приостанавливать выплату субсидий сельхозпроизводителям перед началом летней страды. Нельзя проводить тотальную ревизию закона о бюджете, бюджетные назначения надо четко исполнять. Если ты видишь, что не получается, то выходи в думу, вноси изменения в закон о бюджете. Но правительство не утруждает себя такими вещами, а просто волюнтаристским, административным методом принимает решения.
- На заседании думы вы обратились к представителям прокуратуры, говорили, что правительство и губернатор нарушают Устав области и подписанные ими же самими постановления. Что даст ваше обращение? Глава агрокомплекса «Индустрия», например, подал на региональное правительство в областной суд за невыплату полагающейся ему по закону субсидии и проиграл его.
- У нас суды такие - вот и проиграл.
- Значит, правительство может делать все, что заблагорассудится, если считает это правильным?
- Я как раз так не считаю. Правительство ведет себя вольно, потому что в думе есть фракция, которая готова проглотить все, что ей предложит правительство.
- Есть фракция партии большинства, и есть закон, нарушать который нельзя. Нас так в школе учили.
- Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло. В школе об этом не говорят. А мы говорим, что не допустим правового нигилизма, который сегодня присутствует в думе. Я задал на заседании думы вопрос прокуратуре: почему она дремлет? Например, не реагирует на ситуацию в аграрном секторе. При наличии постановления регионального правительства с прописанными в нем статьями субсидирования - субсидии в первом квартале не выплачивались. В администрации области говорили, что готовят постановление о порядке предоставления этих субсидий. Приняли этот документ только в марте. К тому времени сельхозпроизводители уже сбились с ритма работы, потому что за последние 3 года у них не было случаев, когда они несвоевременно получали бы финансовую помощь. Приняли порядок, начали выдавать субсидии, потом опять кому-то взбрендило в голову посмотреть: а достойны ли поддержки наши сельхозпроизводители. Но это же производство, экономика, где все должно быть спланировано: и сроки приобретения кормов, и проведения каких-то мероприятий по развитию.
- Почему депутаты не настояли на том, чтобы в думу был приглашен для разъяснений куратор финансового блока, вице-губернатор Александр Ведерников, который, как звучало неоднократно на всех уровнях, и инициировал проверку на предмет использования сельхозпроизводителями своих субсидий? Ведь этот вопрос поднимался на заседании регионального парламента.
- Наша фракция как раз настаивала на том, чтобы отчитывался по этому вопросу именно замгубернатора Ведерников. Соблюдая политкорректность, скажу, что не все и в самом правительстве разделяют подходы, навязываемые финансовым блоком.
Так вот, что касается агрокомплекса. Только в конце марта региональный минфин начал его финансирование, потом этот процесс опять был приостановлен. Депутаты от «Справедливой России» были инициаторами проведения по этому вопросу внеочередного заседания думы, которое состоялось 6 июля.
Приглашенные на него сельхозпроизводители говорили о том, что выйдут на улицы с политическими требованиями, если не будет наведен порядок в финансировании отрасли. Мы настаивали на принятии конкретного постановления по данному вопросу. Но единороссы были не готовы к четким формулировкам в адрес исполнительной власти. Видимо, для них вельможные интересы некоторых крупных чиновников из здания на Ленина, 75, выше интересов жителей области.
Президент страны, премьер и, следуя их примеру, наш губернатор при общении в различных кругах спрашивают: какие конкретные шаги вы предлагаете сделать, чтобы разрешить проблему? Жаловаться, мол, все умеют, а вот предложить что-нибудь дельное - не тут-то было. Фракция «Справедливая Россия» тоже «за» конкретику. То есть, надо не «принимать к сведению» доклад такого-то чиновника, не «направлять предложения» в какой-то адрес, а формулировать точно в адрес правительства Мурманской области , что нужно сделать то-то и то-то, в такие-то сроки, ответственный - такой-то.
Когда мы отстаивали права и интересы педагогов, нарушенные в процессе оптимизации системы образования, то предлагали на заседании думы утвердить конкретное постановление о том, что все принятые ранее решения правительства о сокращении лимитов финансирования образовательной сферы нужно отменить, а темпы оптимизации снизить. Также мы предложили обратиться к президенту и председателю правительства РФ с тем, чтобы пересмотреть методику оценки эффективности работы органов исполнительной власти регионов, которая и явилась причиной всех этих рьяных «оптимизаторских» действий.
И сейчас, когда обсуждался вопрос по сельскому хозяйству, мы предлагали на заседании думы принять конкретный документ, я его зачитывал на митинге, который прошел в Апатитах в защиту агрофирмы «Индустрия» 26 сентября. Там указано, первое: губернатору приостановить действие постановления правительства от 5 августа, в соответствии с которым региональный Минфин не предоставляет субсидии агрофирмам, не подпадающим под прописанные там критерии. Второе: обеспечить реализацию мер государственной поддержки в виде субсидий всем сельхозпроизводителям в объеме, установленном законом Мурманской области об областном бюджете на 2010 год. Третье - обратить внимание регионального правительства на недопустимость практики бюджетного финансирования, нарушающей закон об областном бюджете. Но смелости у единороссов хватило только на то, чтобы принять второй пункт нашего проекта.
Если бы это постановление дума приняла полностью, то губернатор сегодня четко бы знал позицию законодательного органа власти, и не мог бы просто так от этого отмахнуться, не смог бы ее демонстративно игнорировать. Результат такой практики - сложнейшее положение в крупнейшем в области агрокомплексе «Индустрия». Ведь это нужно быть совсем без царя в голове, чтобы обусловить предоставление субсидий, написав в постановлении от 5 августа, что доля занятых в сельском хозяйстве среди работающего трудоспособного населения, проживающего в населенном пункте по месту нахождения предприятия, должна составлять 25 и более процентов. В «Индустрии» около 500 работников и если исполнять этот пункт, то город Апатиты должен превратиться в деревню с населением в 2 тысячи человек. Или в хозяйстве должны работать около 15 тысяч жителей города. Разве это не бред?
А условие, что выручка предприятия должна быть менее 200 млн рублей, заставляет делать вывод, что предприятию не нужно наращивать объемы выпуска продукции, иначе оно не получит поддержку от региона.
Самый абсурдный момент кроется в том, что эти странные меры предпринимаются тогда, когда продовольственный рынок трясет. И не только в нашем «тупиковом» (с точки зрения транспортной доступности) регионе, но и по всей стране. Президент Дмитрий Медведев говорит, что село надо поддерживать. На рассмотрение в Госдуму внесен проект федерального бюджета на 2011 год, где одним из трех приоритетных направлений прописана поддержка агросектора. Губернатор Дмитриенко рапортует президенту Медведеву на встрече в Мурманске, что в селе у нас - все в порядке. Какой же это порядок, когда сельхозработники на митинг выходят? Кто сделал такой вывод, что поддержка села подрывает региональный бюджет?
Да, я согласен, каждый рубль финансовой поддержки нужно контролировать, потому что расходуются деньги налогоплательщиков. Если есть какие-то нарушения, на это должны оперативно реагировать правоохранительные органы. А если подобных фактов нет, то закон о бюджете нужно исполнять в полном объеме.
В Мурманской области впервые сложилась ситуация, когда в правительстве установлена диктатура финансового органа, процветает махровый финансовый волюнтаризм, а у областной думы из-за позиции депутатов-единороссов нет ни политической воли, ни желания поставить в определенные рамки исполнительную власть. При этом никто не говорит, что «Справедливая Россия» не права, просто все молчат.
- Но вы же лично тоже только говорите, а заявление в прокуратуру о нарушении, как вы считаете, действующего законодательства, не несете. Почему?
- Вы спросите у прокуроров, сколько обращений они получают от депутатов фракции «Справедливая Россия». Кстати, по закону «О прокуратуре» заявление о нарушении действующего законодательства, сделанное в рамках исполнения депутатских полномочий на заседании регионального парламента, равноценно письменному обращению. Я обратил внимание прокуратуры на нарушение 68-й статьи Устава области (соблюдение его норм подлежит государственной защите), согласно которой губернатор вносит на рассмотрение думы кандидатуры первого заместителя губернатора в течение двух недель после образования вакансии. И прокуратура обязана на мои слова отреагировать.
Пользуясь случаем, заявляю - наша фракция в дальнейшем принципиально не поддержит законопроект, внесенный губернатором, о ликвидации института первых заместителей главы региона. Сейчас у губернатора может быть два первых заместителя. Одну ставку первого зама надо сократить (кстати, ранее мы выступали против ее введения), но вторую нужно оставить, потому что это связано с осуществлением полномочий областной думы. Именно законодательный орган области наделяет гражданина полномочиями губернатора. Он же согласовывает кандидатуры на должность первых заместителей главы региона. Это исключительно его прерогатива. И если единороссы в данном вопросе будут поддерживать губернатора, то мы будем говорить о том, что предпринимается попытка существенного урезания полномочий регионального парламента. Наше встречное предложение - всю «линейку» заместителей главы региона направлять на согласование думы.
- Ваши коллеги неоднократно на заседаниях регионального парламента укоряли друг друга в некорректности поведения. Более того, в своих выступлениях народные избранники доходят до прямых оскорблений. Может, поэтому чиновники с депутатами особо не церемонятся, не всегда откликаются на предложения о встрече, полагая, что все равно у вас - бардак?
- А кто допускает бардак? С моей точки зрения, это следствие некомпетентного, неграмотного управления со стороны фракции большинства. Единороссы привыкли принимать все законопроекты, которые предлагает к утверждению правительство, в спешке, не утруждая себя излишними обсуждениями. При этом, когда оппозиционные фракции «выдавливаются» из процесса разработки и принятия решений, то в итоге такая неприглядная картина и получается.
Вот, например, вернувшись из отпуска, мы увидели, что процесс роста налоговых поступлений в бюджетную систему региона продолжается. Мы губернатору говорили еще в прошлом году, что в думу внесен неполноценный законопроект о бюджете-2010, потому что там искусственно занижены доходы. А сегодня их на 46% больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это измеряется 5-6 млрд рублей. Таким образом, жизнь подтверждает правоту наших оценок, что у региональной власти была возможность проиндексировать зарплаты работникам бюджетной сферы на 10% с начала года. Мы добивались этого при принятии бюджета на 2010-й год.
Цена вопроса: 300 млн рублей. Нам говорили в правительстве, что денег нет, что мы подорвем бюджет, не выполним публичные обязательства. Правительству, как водится, вторили депутаты от «Единой России» и решение не было принято. Но сейчас видно, что деньги есть.
- На недавнем заседании Мурманского облсовпрофа звучала информация о том, что губернатор намеревается провести индексацию для бюджетников с 1 декабря - на 5%.
- Депутаты «ЕР» заблокировали и наше предложение об индексации зарплат по итогам исполнения бюджета в первом квартале. Прошло другое решение - по результатам исполнения бюджета за первое полугодие. Сегодня и этого не сделано. А что означает индексация с 1 декабря?
- Значит, фактически с 2011 года.
- Мы встречались с избирателями, люди прямо называют 5-процентную прибавку к зарплате издевательством. Ведь чтобы только вернуть реальные доходы наших бюджетников на уровень 2008 года, зарплата должна быть повышена на 15-20 процентов. Более 5 миллиардов рублей дополнительных доходов есть сегодня в региональном бюджете. И разговор идет не только о бюджетниках. Правительство не проиндексировало региональные выплаты ряду льготных категорий граждан, то есть, приостановило действие нескольких социальных законов - тем самым опять нанесен удар по самым незащищенным слоям населения. Сумма всех льгот, с индексацией по уровню инфляции в 2009 году, составит 400 млн рублей. Значит, всего требовалось 700 млн рублей, чтобы проявить уважение к людям. Но региональное правительство и «Единая Россия» этого не сделали.
Оппоненты упрекают нас в популизме. И где здесь популизм? В ответ так и хочется сказать: ребята из «партии власти», не валите с больной головы на здоровую. Вы давно не слышите наших земляков, да еще и глаза зажмурили.
- На недавнем заседании правительства Александр Ведерников говорил о том, что скоро будет принят закон о порядке расходования средств из резервного фонда. Подразумевается, что деньги будут тратиться на решение социальных проблем.
- Появление резервного фонда Мурманской области создает предпосылки для искусственного занижения доходной части бюджета, развращает саму систему бюджетного планирования, потому что появляется совершенно другой порядок расходования средств, и это становится прерогативой только исполнительной власти. Расходование средств через бюджет предоставляет депутату возможность превентивного контроля. А в случае с фондом контроль возможен только по факту их расходования. Кстати, фиксированный объем резервного фонда не установлен. В законе просто прописано, что при превышении запланированных бюджетных доходов половина их зачисляется в резервный фонд. Власть при таком подходе будет создавать условия, чтобы дополнительных (якобы!) доходов стало больше, чтобы направлять 50% средств в фонд. И получит возможность их расходования по своему усмотрению. Не сомневаюсь, что при этом будет нанесен новый удар по социальным статьям бюджета.
- Скоро в думу поступит для обсуждения проект регионального бюджета-2011. На какие статьи этого документа, прежде всего, будет обращать внимание думская фракция «Справедливая Россия»?
- Будем продолжать бороться за повышение зарплат бюджетникам. Надо вернуть в их карман то, что власть и «Единая Россия» из него «вытащили» в 2009-2010 годах. Будем осуществлять жесткий контроль за действиями правительства региона по «оптимизации» расходов в системе образования. Будем очень внимательно, привлекая профессиональное медицинское сообщество, следить за реформой областного здравоохранения. Мы спинным мозгом чувствуем: если каток пойдет здесь так же, как и при оптимизации образовательной отрасли, возникнут большие социальные риски. И обязательно досконально изучим все социальные статьи расходов, которые будут прописаны в проекте бюджета-2011. Мы стояли, и впредь будем стоять на защите интересов северян.