Нелепо отрицать, что одним из самых ярких политиков в новейшей истории России был генерал Лебедь. А если политика продолжают звать генералом, значит, и военным он был неординарным. А может быть, даже и губернатором, тем более что прозвище у него в Красноярске было Генерал-губернатор. Кто-то видел его даже преемником Бориса Ельцина на посту Президента России. Не получилось. Генерал Лебедь погиб в авиационной катастрофе четырнадцать лет назад, но его продолжают вспоминать. Вот и я решил вспомнить, как поздней осенью 1997 года Александр Иванович приезжал на несколько дней в Мурманскую область.
Политические законы не имеют ничего общего с законами природы. Осенью, с наступлением первых холодов, перелетные птицы устремляются на юг. Политики не птицы, даже если у них вполне «птичьи» фамилии, на них законы природы не распространяются, и они осенью запросто могут полететь на Север.
Осень 1997 года была горячей в Мурманской области. Предстояли выборы в областную Думу. А значит, нам стоило ожидать представителей, а может быть, даже и лидеров политических партий, которые будут агитировать достаточно политически подкованное население Мурманской области голосовать за «их» кандидатов. Говорили они все почти одно и то же: голосуйте за «моего», и будет вам счастье.
О визите генерала Лебедя знали заранее. Он был в ту пору председателем Российской народно-республиканской партии. И, как я понимаю, у его визита были две главных цели: первая - прорекламировать новую партию на политическом небосводе России (народным республиканцам тогда и годика не исполнилось), вторая - сагитировать жителей Мурманской области проголосовать за местных представителей партии генерала. Забегая вперед, скажу, что ни один из генеральских протеже в Думу не избрался. А наиболее дальновидные региональные политики и аналитики к этому времени уже просчитали, что звездный час Александра Ивановича миновал. В подтверждение этих мыслей уже через полгода, в апреле 1998, Лебедь выиграл губернаторские выборы в Красноярском крае (и не в одну калитку, а во втором туре) и стал «генерал-губернатором». Одним из восьмидесяти девяти глав субъектов Российской Федерации. А до этого был одним из четырехсот пятидесяти депутатов Государственной Думы. Согласитесь, мало для человека, который всего два года назад занял третье место в президентских выборах и призвал своих избирателей отдать голоса за Бориса Ельцина. Вот совсем недавно вершил судьбы страны и вдруг...
Однако мы отвлеклись. В ту пору я работал на ГТРК «Мурман». Руководили тогда компанией люди мудрые, которые к каждому интересному политику, прибывающему в область, «прикрепляли» съемочную группу, которая раскатывала с ним по всей области. Мне и замечательному телеоператору Юре Линкевичу достался генерал Лебедь.
В первый день визита все было очень интересно, поскольку ново. Александр Иванович в Доме политпросвещения (теперь здесь филармония) «задвинул» программную речь часа на полтора, потом с разной степенью успеха прорекламировал на телекамеры своих сторонников, собирающихся принять участие в выборах в областную Думу (об этой курьезной агитации я уже писал). На следующий день мы поехали с генералом в Полярный. В Доме офицеров еще раз выслушали ту же самую речь, не разбавленную ни лирическими отступлениями, ни импровизациями, ни шутками. Но вот наступил третий день, и я понял, почему нас заставили три дня ездить за генералом. Это была встреча в Рослякове, в Доме культуры. Поселок жил тогда очень трудно. Зал был забит битком. Еще до начала встречи росляковцы успели нажаловаться генералу на свою незавидную судьбу. Дальше все пошло по утвержденному сценарию. Зал полон, на сцене стол, за столом тогдашний глава администрации поселка Иван Семенюта, на трибуне - генерал Лебедь. Александр Иванович говорил очень уверенно. Все-таки в третий раз одно и то же за три дня. Но в самом конце все-таки сымпровизировал: сказал, что, дескать, вы, ребята, расходитесь по домам, а мы с Иваном Константиновичем пойдем побеседуем и решим, чем можно вам помочь.
На следующий день с утра Александр Лебедь дал пресс-конференцию. Когда дело дошло до вопросов, я поднял руку и спросил: «Решили вы, уважаемый Александр Иванович, вчера с Иваном Константиновичем как же все-таки помочь жителям Рослякова?» Лучше бы я его не спрашивал. Открытым текстом, что я дурак, генерал не сказал, но кричал, что такие вопросы за час не решаются (а зачем обещал-то? - А.П.), что проблем у нас выше крыши, что бюджет - как Тришкин кафтан, что армия в упадке. В общем и целом что-то типа «все пропало, гипс снимают, клиент уезжает». И тут один из моих коллег спросил: «А что же делать, Александр Иванович?» Тот помолчал несколько секунд и изрек: «Не мебель надо двигать, как сказала тетя Соня в одесском борделе». На том пресс-конференция и закончилась.
Больше Александр Лебедь в Мурманске не бывал. В апреле 1998 года стал губернатором Красноярского края, а через четыре года погиб в авиакатастрофе. До сих пор поговаривают, что это было политическое убийство. Аргументы для таких мыслей есть, но нет фактов. Я был на могиле Лебедя на Новодевичьем кладбище в Москве. Помпезный и жутковатый памятник. Генерал в парадном мундире, со всеми наградами сидит на собственной могиле. Жизнь закончилась, началась легенда. Легенда, которая нам рассказывает о боевом генерале, спасителе Приднестровья, спасителе России, кандидате в президенты и губернаторе Красноярского края, создателе народно-республиканской партии Александре Ивановиче Лебеде.
Рисунок Алены Галишниковой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ДОЧКИ-МАТЕРИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. И НЕ ХОЧУ Я ЗНАТЬ, ЧТО ВРЕМЯ ЛЕЧИТ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СОЧИНЕНИЕ К ДНЮ ПОБЕДЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НЕ ДУМАЛ НЕ ГАДАЛ ОН, НИКАК НЕ ОЖИДАЛ ОН
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. УХОДЯЩАЯ НАТУРА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПРАЙМЕРИЗ. ЗАПИСКИ ШИЗОФРЕНИКА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-5
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ВЫБОРЫ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (второе действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (первое действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-3
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-2
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. БАЛЛАДА О СТАРОМ ПОЛКОВНИКЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Их ответ Чемберлену