Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, - наш долг заставить их быть счастливыми.
Е.И. Замятин «Мы»
Что такое счастье? Довольно сложный вопрос. Над ним уже давно бились философы, но так и не пришли к общему знаменателю. Наверное, кто-то скажет, что счастье у каждого свое, а кто-то - что счастье универсально. Знаменитый философ Артур Шопенгауэр вообще считал, что счастья как самостоятельной единицы не существует. Счастье по сути лишь отсутствие страданий, которые, в свою очередь, по-настоящему реальны.
Но меня больше интересует, можно ли жизнь людей сделать чуточку счастливее за счет других? Вопрос конечно необычный, но все же. Вот Конституционный суд кажется попытался это сделать и не совсем понятно, что из этого получится. Речь идет о Постановлении высшей судебной инстанции нашей страны, в котором суд разбирался, должны ли так называемые северные надбавки входить в минимальный размер оплаты труда.
Думаю, что практически каждого из тех, кто живет в Мурманской области, вопрос этот немало интересует. Теперь однозначный ответ получен - в размер МРОТ полярки не входят! И вот оно чудо, заработная плата тысяч жителей области может вырасти буквально в разы. И фантазия уже рисует прекрасные картины того, как Крайний Север вновь становится привлекателен для работников, как люди вновь стремятся на север и наш прекрасный регион получает новый толчок развития. Однако, как это часто бывает, первое беззаботное чувство радости скоро сменяется липкой внутренней тревогой.
Дело все в том, что решение суда затрагивает не только работников, но и работодателей, для которых резкое повышений заработной платы может стать неподъемным грузом, который грозит уничтожить экономику на корню. И пусть региональное соглашение о МРОТ обязательно не для всех работодателей области, но получать вопросительные письма из налоговой относительно низкой заработной платы мало кто хочет. А между тем МРОТ в Мурманской области превышает федеральный практически в два раза. Вот и получается, что минимальный размер оплаты труда в Мурманской области должен быть порядка 30000 рублей. И это без учета отчислений, которые работодатель обязан заплатить за работника в фонды.
Что это может за собой повлечь? Грозит вырасти число гражданско-правовых договоров, призванных хоть как-то снизить издержки на оплату труда или же работники начнут в массовом порядке становиться индивидуальными предпринимателями, конечно же номинально. Все это как минимум грозит волной нарушения трудовых прав и последующей волной судебных разбирательств.
Вот если бы государство предоставляло налоговый вычет работодателю за уплату полярок, дело могло бы поменяться кардинально. Тогда было бы очевидно, что оно также несет ответственность за социальные гарантии на севере, а не просто раздает указания. Вместо этого в какой-то момент ответственность за гарантии по умолчанию перешла на бизнес.
Мы часто говорим о социальной ответственности предпринимателей, но вот ответственность государства в наших реалиях если не мифическое явление, то точно очень редкое. И население с этим неприятным фактом постепенно свыкается. Медленно, но верно пропадает вера в пенсии, условно бесплатную медицину и образование. Нас учат быть самостоятельными за наш же счет.
Конечно же Конституционный суд, как высший судебный орган страны, попытался все предусмотреть и оставил лазейку на случай вынужденного отступления. Именно для такого случая в решении указано, что установленный в регионе МРОТ может быть отменен или уменьшен в любой момент, в связи с изменением экономических условий. Как мы с вами понимаем, под изменением экономических условий можно понимать все что угодно, начиная от вечного дефицита бюджета и заканчивая туманными прогнозами различных министерств. В такой ситуации решение Конституционного суда может не изменить ровным счетом ничего, создав лишь временные проблемы для части работодателей.
Счастье весьма интересный феномен. Один, прочитав заголовок о росте заработной платы, станет чуточку счастливее, другой же станет чуточку несчастнее. Один начнет рисовать радужное будущее, другой впадет в депрессию. И все попытки государства сделать кого-то счастливее приводят лишь к тому, что у части населения поводов для счастья становится меньше, в то время как другая приобретает лишь призрачные надежды.
Максим Горнаев,
юрист, эксперт при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Мурманской области
Фотография Татьяны Кудряшовой
Ради красного словца не пожалели и мальца
Взрослые не часто смотрят мультфильмы, а зря
Я знаю точно, невозможное возможно
Судебный иск как инструмент пиара
Супружеская измена как субъективное право