Меня часто с недоумением спрашивают, почему я не хочу купить автомобиль. Я привык отвечать, что все просто и причиной тому моя природная лень. Нет у меня желания лишний раз общаться со страховой (по работе этого хватает), ездить на ТО и вообще откапывать автомобиль зимним утром никогда не было моей мечтой. И конечно отдельный пункт - это бензин, вернее его стоимость, которая неуклонно растет из года в год. Хотя, что удивительно, цена на бензин должна волновать не только автомобилистов, но и пешеходов лишенных автомобильных «радостей».
Причина этого кроется в транспортной составляющей стоимости практически любого продукта. Проще говоря? большинство товаров нуждается в доставке, а осуществляется она чаще всего именно автомобильным транспортом. Актуально это и для Мурманской области, куда товары доставляются в основном из Ленинградской и Московской областей. А если учесть, что топливная составляющая это примерно 20% от стоимости тарифа перевозки, то становится очевидно, что очередное обновление цен на заправочных станциях касается уже каждого из нас. Поэтому, услышав в очередной раз о повышении цен на топливо, вполне можете ожидать, что любимый хлебушек в магазине тоже вырастет в цене.
Динамика розничной стоимости бензина АИ-95 в России
Как раз пару дней назад появилась новость, что цена на бензин и дизтопливо грозит резко вырасти. Новость в общем-то вполне ожидаемая, если учесть, что с 1 января этого года налоговая нагрузка на добычу ресурсов и переработку топлива выросла. При этом, как полагается, до момента президентских выборов цены замерли в покорном ожидании. Но трейдеры заговорили о повышении стоимости вплоть до 5 рублей на литр. И действительно, во второй половине марта цена на топливо на торгах начала расти. При этом на внутреннем рынке начал образовываться естественный дефицит. Все-таки многие компании предпочитают продавать топливо за границу, где они могут получить больше прибыли. И попытки Федеральной антимонопольной службы изменить эту ситуацию чаще всего носят лишь временный характер.
Подливает масла в огонь еще и ожидаемый рост акцизов на топливо намеченный на 1 июля этого года. При этом стоимость акцизов, это 20% от конечной стоимости самого топлива. Отвечая на извечный вопрос «почему нефти много, а бензин дорогой» нужно заметить, что стоимость самой добытой нефти составляет примерно скромные 10% от стоимости топлива. В таких условиях за любое изменение фискальной политики, в конечном счете будет платить конечный потребитель, то есть мы с вами.
Примерный состав цены на топливо
Но не стоит наивно полагать, что рост стоимости топлива - это исключительно российская проблема. Динамика на повышение стоимости сохраняется в целом по всей Европе. В том числе и нефтедобывающий Азербайджан с показателями 0,8 миллиона баррелей в сутки вынужден повышать стоимость на отдельные виды топлива. Однако стоит заметить, что стоимость на дизтопливо даже немного снизилась за прошедший год, что благоприятно сказалось на аграрном секторе, в котором именно дизельные двигатели в приоритете. Кроме того, всевозможные коммерческие перевозки в Азербайджане также базируются на транспорте с дизельными двигателями. Поэтому рост цен на бензин в случае наших соседей не дает ощутимого прироста цен на все категории товаров, как это происходит у нас.
Если говорить о соседях, то очень интересная ситуация с ценообразованием на топливном рынке Китая, где цены на топливо пересматриваются каждые 10 рабочих дней в зависимости от стоимости торгов на международном рынке. Если изменения в показателях нефтяных котировок превышает 50 юаней, то стоимость на топливо для внутреннего рынка также меняется в соответствующую сторону. Так, например, в марте стоимость на бензин и дизтопливо в Китае снизилась второй раз за текущий год. При это стоимость литра бензина категории супер-плюс (аналог 98-го) составляет на сегодня (в пересчете на рубли) 64,5 рубля, и 56,6 рублей за литр дизельного топлива.
Когда мы начинаем считать в абсолютных числах, то оказывается, что стоимость топлива в России одна из самых низких на европейской территории континента и ниже, чем во многих странах Азии. Так в рейтинге за 2016 год, опубликованным агентством Блумберг, по стоимости горючего Россия находилась на 8-м месте среди оцениваемых стран. При этом по соотношению показателей среднедневной заработной платы и стоимости топлива Россия заняла лишь 33-е место среди 61 страны. Настоящая же проблема состоит в том, что рост стоимости топлива в России сопровождается неуклонным падением реальных доходов населения и кардинальных изменений в ближайшее время ждать не стоит.
Как же все-таки хорошо, что у меня нет автомобиля.
Фотография Татьяны Кудряшовой
Ради красного словца не пожалели и мальца
Взрослые не часто смотрят мультфильмы, а зря
Я знаю точно, невозможное возможно
Судебный иск как инструмент пиара