Четвертого октября Мурманску исполнилось сто лет. Для города возраст мальчишеский, но за этот век им столько пройдено и пережито, что другому и за сто веков не доведется пережить. Он мальчишка, а у него «вся грудь в крестах» – Золотая Звезда города-героя, орден Ленина, орден Трудового красного знамени и орден Отечественной войны первой степени. Сегодня мы поздравляем друг друга, поздравляем город, признаемся ему в любви.
Наивная Тося Кислицына из старого советского фильма «Девчата» спрашивала: «Мама Вера, а почему говорят «признался в любви»? Ведь признаются в чем-то нехорошем?». Вот и я не собираюсь признаваться в нехорошем. Просто говорю, что люблю тебя, мой город.
Город – это понятие очень и очень широкое. Это не деревянные, кирпичные и бетонные коробки, поделенные на квартиры. Не проспекты, улицы и переулки. Не парки, скверы и площади. Нет более жуткого зрелища, чем оставленный людьми город. Вспомните Припять, которую покинули люди после аварии на Чернобыльской атомной. И дома, и улицы, и парки, и детские площадки – все есть. Кроме людей. В домах, на улицах, в парках и на детских площадках нет ни одного человека. Значит это уже не город.
Мурманск – это мы. Все мы. Те, которые здесь родились, те, которые сюда приехали по зову сердца, по комсомольской путевке, по распределению, те, кто служил на Северном флоте, да так и остался навсегда, те, кто приехал за длинным рублем, кто за романтикой, а кто и проверить себя.
Когда я впервые понял, что город – это мы? Наверное, четвертого октября тысяча девятьсот шестьдесят шестого года. Мурманску исполнялось пятьдесят лет. Я учился во втором классе. Всю школу собрали в актовом зале и устроили праздник в честь дня рождения Мурманска. Праздник для города, а значит и для всех нас.
Я уверен, что если любят, то, значит, просто любят и все. И никаких гвоздей! А вот если нравится, то тогда уже за что-то. Ведь мы любим родителей, детей, внуков просто потому, что они есть. Так и с Мурманском. Я люблю его просто потому, что он есть. Потому, что я в нем родился в уже несуществующем родильном доме на Петушинке. Потому, что здесь учился. Потому, что здесь сгодился и уже тридцать седьмой год работаю.
Вот уже много лет существует традиция: накануне дня города мы узнаем имена новых почетных граждан Мурманска. Это замечательные люди, вклад которых в жизнь города трудно переоценить. Но мне всегда кажется, что это мы, мурманчане делегировали их в качестве своих представителей в этот почетный клуб. А достойных этого высокого звания очень и очень много.
Для меня Мурманск – это наши соседи по коммунальной квартире на улице Октябрьской – дядя Саша и тетя Таня. Дядя Саша был инвалидом войны, пенсионером и уже тогда, в начале шестидесятых годов прошлого века занимался частным бизнесом. Он дома шил мурманским рыбакам фуражки. В очередь к нему записывались! Если я встречал на улице мужика в «капитанке», то был уверен, что ее сшил дядя Саша. Сшил он фуражку и мне. По-соседски. Я был страшно горд, и все время пытался лечь в ней спать.
Для меня Мурманск – это наши соседи по лестничной площадке в «хрущевке» на улице капитана Тарана – дядя Миша и тетя Груня. Дядя Миша был старшиной милиции. Помню его еще в дореформенной синей форме. Тетя Груня была домохозяйкой. Их единственный сын, родившийся в Мурманске в тысяча девятьсот сорок четвертом году, трагически погиб, когда ему было двадцать четыре года. Так они и жили вдвоем в маленькой однокомнатной квартире. Каждое воскресенье они приходили к нам и по телефону (мы были единственные на площадке у кого был домашний телефон) заказывали такси до старого городского кладбища. Ездили к сыну.
Для меня Мурманск – это Вилен Иванович Астахин. Ветеран войны, сопровождавший союзнические конвои, у которого совсем недавно в гостях побывала губернатор области Марина Ковтун, чтобы лично вручить ему почетный знак «Дервиш-75», посвященный первому конвою, пришедшему в Архангельск тридцать первого августа тысяча девятьсот сорок первого года. Сам Вилен Иванович поехать на торжества в Архангельск не смог. Ветеран всего на девять лет младше Мурманска. Третьего ноября ему исполнится девяносто один год.
Для меня Мурманск – это все, кто защищал город в годы Великой Отечественной войны. Все. И живые и павшие. И те, кто заново строил город после войны. Для меня Мурманск – это наши прославленные рыбацкие капитаны Егоров, Бурков, Копытов, Таран. Они вернулись к нам названиями улиц, но не стали почетными гражданами. Просто они ушли из жизни еще до того, как у нас появилось это звание.
Для меня Мурманск – это мой одноклассник Вовка Рязанцев. До сих пор убежден, что он поступил в мурманский пединститут с одной-единственной целью – показать некоторым учившим нас педагогам, каким должен быть настоящий Учитель. И показал. В сорок два года стал Заслуженным учителем России, а в сорок семь ушел из жизни, успев отработать в школе четверть века.
Для меня Мурманск – это мои родители. Отца распределили сюда после окончания архангельской мореходки, и он тридцать девять лет проработал на судоремонтном заводе министерства морского флота. В конце тысяча девятьсот пятьдесят шестого он привез в Мурманск молодую жену. Через год родился я. А мама много лет проработала в школе учителем физики. Они уехали из Мурманска двадцать шесть лет назад. Переехали с берега Баренцева моря на берег Балтийского. Но мама до сих пор не привыкнет. Мурманск навсегда остался в ее сердце.
У каждого из нас есть любимые места в Мурманске. Возможно, вам покажется странным, но два мои любимых места – это аэропорт и железнодорожный вокзал. Но не тогда, когда я уезжаю, а когда возвращаюсь. Когда выходишь на трап или на перрон, делаешь первый вдох родного воздуха и мысленно говоришь: «Здравствуй, мой город. Я вернулся. Я не мог не вернуться. Ведь ты – это я, а я – это ты.»
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Я ХОТЯ БЫ ПОПЫТАЮСЬ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ!
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПЕРЕХОЖУ НА ЛИЧНОСТИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. УМНЫЙ Я ИЛИ КРАСИВЫЙ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВАЖНО ТОЛЬКО, ЧТО ЭТО БЫЛО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КОМУ ВОЙНА, А КОМУ МАТЬ РОДНА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СПОРТ + ПОЛИТИКА + ДОПИНГ = ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СДЕЛАЕМ ДРУГ ДРУГУ ПРИЯТНО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. А МУЗЫКА ВАША НАМ НЕ НРАВИТСЯ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВЫПЛЫВАЮТ РАСПИСНЫЕ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КТО ВОЙДЕТ В КЛЕТКУ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. «ВЕЛИК МОГУЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫКА»
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ДОЧКИ-МАТЕРИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. И НЕ ХОЧУ Я ЗНАТЬ, ЧТО ВРЕМЯ ЛЕЧИТ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СОЧИНЕНИЕ К ДНЮ ПОБЕДЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НЕ ДУМАЛ НЕ ГАДАЛ ОН, НИКАК НЕ ОЖИДАЛ ОН
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. УХОДЯЩАЯ НАТУРА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПРАЙМЕРИЗ. ЗАПИСКИ ШИЗОФРЕНИКА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-5
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ВЫБОРЫ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (второе действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (первое действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-3
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-2
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. БАЛЛАДА О СТАРОМ ПОЛКОВНИКЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Их ответ Чемберлену